Жестокий и очень красивый «Сегун» появился вовремя — на волне средневекового ревизионизма
В 1600 году голландский корабль «Эразм» после самоубийства капитана терпит крушение у берегов Японии — страны, окутанной тайной. Из европейцев сюда ранее смогли добраться только португальцы, распространившие среди японцев католическую веру.
Штурман «Эразма» англичанин Джон Блэкторн (Космо Джарвис) становится главным переговорщиком из числа пленников — равно благодаря владению португальским, отсутствию капитана и буйному нраву. Не желающий молча погибать Блэкторн привлекает внимание феодала Торанаги (Хироюки Санада) — одного из пяти регентов малолетнего императора. Торанага быстро понимает, что Джон может оказаться полезен в противоборстве с остальными опекунами наследника. Заодно Блэкторн объясняет суровому самураю реальное положение дел, которые ведутся с португальцами, и постепенно очаровывает переводчицу Марико (Анна Саваи).
Первая экранизация романа Джеймса Клавелла «Сегун» вышла на канале NBC в 1980 году. Главные роли в этой постановке сыграли звезды двух миров — Ричард Чемберлен и Тосиро Мифуне. Закадровый текст от автора читал Орсон Уэллс. «Сегун» стал не просто зрительским хитом, но и вообще самым успешным проектом в истории канала, который к тому же был увенчан «Золотым глобусом» и «Эмми». Сам гигантский (больше тысячи страниц) роман Клавелла, входящий в цикл «Приключения европейцев в Азии», к тому моменту уже был мировым бестселлером. Популярность сериала подстегнула продажи, а в 1990-е годы «Сегуна» несколько раз показали на российском телевидении.
Новая экранизация, которую затеял канал FX, очевидно связана с модой на средневековый ревизионизм, которую спровоцировал успех «Игры престолов» и «Викингов». «Сегун» в этом смысле идеальный материал: здесь и наглый герой-англичанин, и история любви, и полифоническая политика междоусобных войн в по-прежнему загадочной и манящей Японии. Дополнительным обстоятельством служит и то, что «Последний самурай» с Томом Крузом тоже во многом вдохновлялся романом Клавелла. Для писателя история реального британского моряка Уильяма Адамса, который стал прототипом Блэкторна, резонировала и с обстоятельствами его собственной биографии. Во время Второй мировой войны Клавелл провел три года в японском плену. Этот опыт во многом и обеспечил успех книги, в которой достоверно изображена не только поэтичная строгость средневековой Японии, но и погружение во внутренний мир героя-чужака.
Современный взгляд на жанр исторического эпоса подразумевает несколько иную точку зрения — благодаря ей новый «Сегун» представляет собой нечто принципиально отличное от сериала с Чемберленом. Если почти полвека назад в центре были романтические подвиги и любовь, то теперь больше внимания принято уделять придворным интригам. Если раньше Торанага на экране приковывал внимание, прежде всего благодаря таланту Мифуне, то герой замечательного Санады в принципе получает больше экранного времени. Это сделано, среди прочего, при помощи обширных флешбэков. Они неспешно объясняют психологию и философию этого второго главного героя, который здесь ничуть не менее важен, чем Блэкторн.
Третье слагаемое успеха «Сегуна», разумеется, невероятный размах постановки начиная с титров, где карта Японии начертана на песке, продолжая безупречными интерьерами и заканчивая великолепно снятыми пейзажами. Ядовитая зелень листвы, втоптанный в грязь крест, виды крепостей на фоне заката — эти образы моментально врезаются в память. Не обходится и без жестоких сцен: в самом начале человека медленно варят в металлическом чане. Для телезрителя в 1980-х это было бы слишком, сегодня — необходимый способ убедить нас в достоверности происходящего.
Фото: FX