Геннадий Устиян

«Жизнь Чака»: Стивен Кинг полон оптимизма совершенно без причин

3 мин. на чтение

Учитель Марти (Чиветел Эджиофор) не знает, огорчаться ему или смеяться, когда отец его ученика вместо того, чтобы обсуждать неуспехи сына, жалуется, что из-за плохой работы интернета отключился Pornhub. Это едва ли не единственная шутка в новой экранизации одноименного рассказа Стивена Кинга из сборника «Будет кровь» (2020), снятой хоррормастером Майком Фланаганом, автором «Призрака дома на холме» и «Полуночной мессы». Фланаган снимает фильмы по Кингу регулярно («Игра Джеральда», «Доктор Сон»). «Жизнь Чака» (в кинотеатрах с 5 июня) выбивается из привычного ряда работ как Кинга, так и Фланагана — тем она интереснее.

Плюсы:

— Фланаган рассказывает «Жизнь Чака» задом наперед — не только потому что наблюдает за своим героем от зрелого возраста к детству, но и по структуре — фильм начинается с третьего акта «Спасибо, Чак», и в центре история не Чака, а школьного преподавателя Марти и его бывшей жены, медсестры Фелиции (Карен Гиллен), от которой сбежали все пациенты. В мире настали последние дни: Калифорния отделилась от материка, Землю преследуют землетрясения и разрушительные пожары, интернет почти не работает и даже старый добрый телевизор показывает ночную заглушку — разве что на одном канале вдруг появляется неизвестно кем размещенное и непонятно что рекламирующее фото, на котором изображен типичный банковский клерк в очках и голубой рубашке, а рядом написано: «Чарльз Кранц, 39 чудесных лет! Спасибо, Чак!». Марти и Фелиция не знают, кто такой этот Чарльз и почему он возникает на рекламных поверхностях повсюду. Зритель информирован гораздо лучше: Чака играет Том Хиддлстон, а значит, скоро его герой займет центральное место, что и происходит;

— вторая глава называется «Уличные музыканты навсегда». Идущий по своим делам бухгалтер Чак вдруг слышит, как чернокожая девочка отбивает такт на ударной установке прямо на городской площади, и под влиянием настроения начинает танцевать, да так, что собравшаяся толпа сделает музыкантам выручку за несколько дней. Последующие события расскажут, как жизнь Чака довела его до этого порыва, как он всегда хотел стать профессиональным танцовщиком (спасибо бабушке Саре в исполнении актрисы Мии Сары), но под влиянием дедушки Алби (Марк Хэмилл) выбрал «скучную» математику (дедушка помимо прочего еще и запрещал внуку подниматься на старую башню в доме — без сверхъестественного Кинг, конечно, не может). Ждешь, что жизни Чака и главных героев из первой, то есть третьей, главы как-то пересекутся, но это происходит настолько пунктирно, что скорее разочаровывает;

— финальная первая глава названа строчкой «Я вбираю множества» из «Песни о себе» Уолта Уитмена и дает прямолинейный ключ к смыслу книги и фильма. И все же ответ на вопрос «Что все это значит? Кто конкретно заказал рекламу жизни Чака?» отсутствует. Или Кинг, а за ним и Фланаган подразумевают, что учитель Марти, его бывшая, разговорчивый сосед (Мэттью Лилард) и все остальные люди в фильме живут в некой реальности Чарльза Кранца, как Джим Керри в «Шоу Трумана»? Во всяком случае, нарочито стилизованные под кинодекорации улицы, дома и мебель упорно на это указывают (но, несмотря на тему конца света, нас, возможно к сожалению, не ждут сцены разрушения и хаоса в духе «Послезавтра» и «2012». Это духоподъемная драма, а не апокалиптический блокбастер);

— несмотря на темы ранней смерти от рака мозга и конца света, это один из самых жизнеутверждающих фильмов по Стивену Кингу, показывающий, что можно сожалеть о не сделанном в жизни выборе, но при этом все равно прожить ее полноценно. Наверное, «Жизнь Чака» можно понимать как гимн «маленькому человеку», с которым вы говорили в банке, потом выкинули его за ненадобностью из головы, но подсознание все равно его отложило, чтобы вытащить на поверхность в самый неожиданный момент.

Минус:

— часто отсутствие разжевывающего смысл фильма ответа бывает к лучшему, но «Жизнь Чака» не тот случай. Кажется, что нам здесь отказываются дать подсказку не для того, чтобы фильм остался в памяти как нерешенная загадка, а потому что сами не знают ответа или просто не получилось органично его вставить. Или (что не раз случалось в истории кино) его просто вырезали при сокращении, и фильм потерял смысл. Конечно, в картине о том, что судьба и выбор не обязательно противоположные вещи, такие мелочи, как логика, возможно, и не так важны, но все равно зрители вполне могут почувствовать себя обманутыми.

Фото: «Вольга»

Подписаться: