Геннадий Устиян

Золушка — шлюха, принц — быдло: почему нужно смотреть «Гадкую сестру» дебютантки из Норвегии

3 мин. на чтение

Возможно, самый страшный (пока) фильм XXI века сняла молодая норвежка Эмили Блихфельдт, для которой новая радикальная интерпретация сказки о Золушке стала полнометражным дебютом. Во всяком случае, критик британской Times признался, что впервые в своей 30-летней карьере боролся с позывами отвернуться от экрана, чтобы не вырвало. Услышать такое от критика Times довелось не каждому, даже более именитому режиссеру, так что «Гадкую сестру» (в кинотеатрах с 5 июня) стоит смотреть всем, кому недавно понравилась, например, «Субстанция». Фанатам «Золушки» фильм Блихфельдт, кстати, может не понравиться совсем.

Плюсы:

— видно, что когда юная Эмили Блихфельдт возвращалась домой после прогулки по фьордам на севере Норвегии (в интервью она говорит, что провела одинокое детство в глуши, где на километры вокруг не было ни одного ровесника), она смотрела фильмы Дэвида Кроненберга и Брайана Де Пальмы, а не только глупые романтические комедии для девочек. Блихфельдт также говорит, что ее любимая версия классической сказки — чешские «Три орешка для Золушки», которые шли с большим успехом и в СССР в начале 1970-х. Среди преимуществ фильма она называет реализм и даже жесткость, далекие от покрытых компьютерной позолотой голливудских сказок. От таких фильмов, как «Три орешка для Золушки», до боди-хоррора один шаг;

— также Блихфельдт гораздо ближе оказалась более мрачная версия «Золушки» братьев Гримм, а не Перро, что видно даже по началу «Гадкой сестры». Действие происходит в центре Европы в XVIII веке. Оставшаяся без денег после смерти мужа мать двух дочерей Ребекка (Ане даль Торп) выходит за такого же вдовца, отца очаровательной блондинки Агнес (Ти Софи Лох Несс), которая и становится здесь Золушкой из сказки. Ребекку вскоре ждут два неприятных сюрприза: муж номер два умрет прямо за ужином, подавившись пирогом, и второе — никаких денег у него не было, напротив, он сам планировал поправить дела с помощью нового брака. Ребекка в отчаянии смотрит на дочерей: у младшей Альмы (Флу Фагерли) еще даже не начались месячные, а старшая Эльвира (Ли Мирен) настолько уродлива, что непонятно, позарится ли на нее вообще кто-нибудь, не говоря уже о принце. Но делать нечего, его высочество прислал гонца с вестью, что скоро бал, Эльвиру по ошибке записывают как «Эльвира Сводная сестра» — придется сделать из нее красавицу.

Для Эльвиры настают непростые дни. Доктор Эстетик, которому пришлось отдать деньги, накопленные на похороны Золушкиного папы, работает под девизом «Красота — это боль», и девушке приходится выдерживать такие вмешательства в свое тело, что мучения Деми Мур в «Субстанции» кажутся легким уколом ботокса (чего стоит хотя бы снятая максимально крупно сцена, где Эльвире вшивают в веки пышные искусственные ресницы в довесок к старым).

Доведенная до отчаяния вечно голодная девочка, которой запрещают есть, в довершение ко всему проглатывает солитера, и ее жизнь меняется — теперь ее действия диктует сидящий внутри прожорливый червь;

— Эмили Блихфельдт не первый режиссер, которой пришло в голову сместить угол зрения и перевести взгляд на одну из дочерей мачехи, которая столетиями была в тени — в 2002 году вышел телефильм «Золушка: Версия старшей сестры», где жена Стинга Труди Стайлер играла предсказательницу. Но Блихфельдт пошла дальше — не только вырвала Золушку и ее сводную сестру из плена архетипов, но показала всю эту гонку за условным принцем как шоу уродов. Теперь авторам каждой следующей экранизации «Золушки» придется помнить, что они находятся на территории фильма ужасов, а не романтической драмы;

— юная актриса Ли Мирен отлично справилась с заглавной ролью. Как бы гримеры ни старались показать ее дурнушкой, видно, что к тому моменту, когда дочь мачехи наконец станет красавицей, Мирен не подведет;

— у Блихфельдт явно была возможность развернуть на 180 градусов равновесие противников в «Золушке» и показать падчерицу с маленьким размером ноги в невыгодном свете, что тоже было бы карикатурой. Режиссер оказалась не так проста, и Золушка оказалась в «Гадкой сестре» гораздо более сложной героиней, чем до сих пор было принято ее показывать. И уж точно не бедной родственницей, которая покорно ждет принца (спросите у симпатичного конюха).

Минусы:

— в общем, их нет, разве что Блихфельдт, к сожалению, как новичок получила слишком ничтожный бюджет для того, чтобы развернуться и показать, что не так не только с обществом, в котором ценится только внешность, а что с ним не так в целом. Перед нами жестокая феминистская сатира дебютантки, от которой можно ждать еще много не только качественных и умных, но и развлекательных фильмов.

Фото: Scanbox Entertainment

Подписаться: