search Поиск
«Москвич Mag» и «Москино» представляет

Кино хорошего человека

фестиваль фильмов эпохи «стабильности»
10.06 - 17.06
кинотеатры «Москино Звезда» и «Москино Салют»

Когда смотришь современные российские фильмы, чьи идеи часто позаимствованы из западных картин 1980–1990-х годов, невольно вспоминаешь советское кино, когда оно достигло своей вершины перед тем, как сама советская кинематография умерла. К 1970-м, оставив позади идеологические штампы сталинского кино и наивность оттепельных 1960-х, наше кино сформировалось в индустрию, где свое место находили и зрелые драмы, и комедии, и сайенс-фикшн, и мелодрамы, и приключенческие фильмы. Именно в это время работали во всю мощь представители старой школы — Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, Сергей Бондарчук, Анатолий Эфрос, Юлий Райзман, и этот период стал золотым для Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова, Станислава Ростоцкого, Владимира Меньшова, Марка Захарова, Глеба Панфилова. На каждый «Служебный роман» и «Москва слезам не верит» приходились десятки фильмов среднего пласта кинопроката, которые ничем не хуже — так называемый второй киноряд был невероятно высок, а сейчас стал еще более значимым, в чем можно убедиться благодаря нашему фестивалю. Каждый из этих фильмов, снятых в разных жанрах, многое говорит о своем времени — например, что, несмотря на застой и цензуру, все они интересуются человеком гораздо больше, чем когда бы то ни было в истории нашего кино.

купить билеты
Монолог
1972. 100 мин. СССР. Реж. Илья Авербах. 12+
В работе над этим фильмом объединились лучшие силы позднего советского кино — сценарий Евгения Габриловича, камера Дмитрия Месхиева, музыка Олега Каравайчука, песня в исполнении Аллы Пугачевой, 25-летняя Марина Неелова в роли внучки, Маргарита Терехова, на пике своей профессиональной формы играющая дочь, и Михаил Глузский в одной из лучших своих ролей — академика, который пытается, не всегда успешно, справиться с хаосом жизни.
Дневник директора школы
1975. 73 мин. СССР. Реж. Борис Фрумин. 0+
В 1970-х популярный в СССР итальянский писатель и коммунист Джанни Родари после очередного приезда в Москву сказал, что от коммунистического идеализма в нашей стране больше ничего не осталось. Фильм Бориса Фрумина как раз пытается найти ответ на вопрос,как к 1970-м советские люди стали циниками. Директор школы (Олег Борисов) хочет выстроить диалог с новым поколением под упреки учителей в либерализме. Первоклассный актерский состав: Людмила Гурченко, Ия Саввина, Елена Соловей, Алла Покровская и совсем юная Наталья Медведева в роли школьницы.
Горожане
1975. 86 мин. СССР. Реж. Владимир Роговой. 12+
Столкновение с цинизмом позднесоветского времени — одна из главных тем кино 1970-х. Водитель такси Батя (Николай Крючков), бывший фронтовик, пытается поступать по совести в эпоху бюрократии и распущенности. В сценах с Крючковым и Олегом Далем прекрасно показана разница в манере игры двух советских поколений актеров и отображаемых ими социальных проблем. «Горожане» также позволяют увидеть Москву 1970-х с ее зеленью и свободными от машин дорогами — ту Москву, которую мы потеряли.
Вы мне писали
1976. 93 мин. СССР. Реж. Аида Манасарова. 12+
Ведущий телепрограммы Звягин (Андрей Мягков) получает письмо от зрительницы Нины Журавлевой и едет к ней в город Н. (его «играет» Свердловск), чтобы сделать о ней сюжет и поговорить о том, что такое счастье. Он знакомится с несколькими Нинами Журавлевыми и убеждается в том, что все советские женщины несчастливы по-разному. Снятый очень модно, как французское кино того времени, фильм «Вы мне писали» показывает закрытую страну, где мечты людей оказываются зажатыми рамками невыносимо скучной жизни позднесоветского времени.
Неоконченная пьеса для механического пианино
1977. 103 мин. СССР. Реж. Никита Михалков. 12+
1970-е были периодом расцвета Михалкова-режиссера. Взяв несколько линий из рассказов Чехова, он показал, как они актуальны в эпоху Брежнева. Платонов мечтает изменить свою жизнь, но он никогда этого не сделает, потому что привычка, комфорт и лень сильнее любых идей и мечтаний. Михалков попросил всех актеров приехать с семьями на весь период съемок в Пущино. Так получился фильм, где кажется, будто актеры и впрямь приехали на неделю в усадьбу не работать, а отдыхать — именно этого и добивался режиссер.
Ключ без права передачи
1976. 94 мин. СССР. Реж. Динара Асанова. 0+
Продолжающий тему «Дневника директора школы» фильм, также снятый на «Ленфильме» — именно там сделано большинство советских картин того времени, говоривших о проблемах страны развитого социализма с точки зрения гуманитарного интеллигента. Классный руководитель 10 «Б» Марина Максимовна (Елена Проклова) формально нарушает педагогическое правило не переступать грань между учителем и учениками. Но в поколенческом конфликте с педагогами старой, формальной школы она на стороне учеников, хотя бы потому, что за ними историческая перспектива. Неудивительно, что она преподает литературу — дисциплину, провоцирующую сомнения в установленном социальном порядке.
Тема
1979. 99 мин. СССР. Реж. Глеб Панфилов. 12+
Из-за цензуры «Тема» вышла в прокат в авторской версии только в 1986-м и в следующем году получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Интересно, что Панфилов получил заказ от государства на фильм, критикующий эмигрантов и диссидентов, но получилось наоборот — «Тема» показывает, почему люди уезжают. Михаил Ульянов потрясающе сыграл официозного писателя-приспособленца, который знает, что исписался, но не может отказаться от комфортной жизни и заносчивости столичной знаменитости по отношению к «простым» жителям Суздаля, куда приехал в поисках сюжета для следующей книги.
Двадцать шесть дней из жизни Достоевского
1980. 82 мин. СССР. Реж. Александр Зархи. 12+
Плановая экономика и государственная монополия позволяли советским режиссерам снимать фильмы без оглядки на кассовые сборы, к зависти их американских коллег. Зархи, снявший в 1967-м каноническую «Анну Каренину», спустя 14 лет обратился к жизни другого великого русского писателя и сделал байопик о сложном периоде в жизни Достоевского. И если в «Теме» речь идет об исписавшемся советском конформисте, то Зархи показывает изнанку жизни настоящего гения, который заслуживает, как говорит Анатолий Солоницын в роли Достоевского, «хоть немного истинного участия».
Две строчки мелким шрифтом
1981. 96 мин. СССР. Реж. Виталий Мельников. 0+
В снятом вместе с восточногерманскими кинематографистами фильме историк в исполнении Сергея Шакурова ищет в 1970-х доказательства невиновности революционера Тишкова (Юрий Богатырев), который на протяжении более полувека считался предателем, сдавшим единомышленников царской охранке в 1914-м. Руководство недовольно изысканиями историка — они могут поставить под сомнение официальную версию и, кстати, поссорить его с тетей жены, младшей сестрой революционера, пострадавшего от того давнего предательства. «Две строчки мелким шрифтом» прекрасно показывают болезненность правды в обществе, которое часто не хочет ее знать, и как давние события продолжают влиять на жизнь людей спустя десятилетия.
Остановился поезд
1982. 96 мин. СССР. Реж. Вадим Абдрашитов. 6+
Этот выдающийся фильм Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе можно смело считать предвестником перемен, которые наступят всего через три года. Авария с поездом у маленького городка и ее расследование областным следователем становятся поводом для более общего разговора о том, как была устроена жизнь застоя. Правда в этой истории нужна только настоящему профессионалу, следователю Ермакову (Олег Борисов), и больше никому — ни местным властям, ни родственникам погибших, ни журналисту, который пишет официальную версию случившегося. Это общество тотального покрывательства наподобие американских антиутопий вроде «Похитителей тел», когда большинство отворачивается от реальности, предпочитая ей удобный вымысел. Все знают, чем это заканчивается, поэтому фильм выглядит как приговор позднему СССР.
Долгая дорога к себе
1982. 81 мин. СССР. Реж. Наталья Трощенко. 0+
Снятая Натальей Трощенко мелодрама о художнице Анне (Евгения Симонова), которую муж Шурик (Николай Караченцов) ревнует к ее работе, получилась феминистской по меркам любого времени. Но это не просто фильм о роли женщины в семье, это также анализ процесса творчества и размышление об относительности успеха.
Наследница по прямой
1982. 95 мин. СССР. Реж. Сергей Соловьев. 12+
Завершение трилогии Соловьева, начатой «Ста днями после детства» и «Спасателем». Тринадцатилетняя одесситка Женя считает себя потомком Пушкина и напрасно ждет от взрослых соответствия уровню своих духовных устремлений. Кажется, что сдавленный идеологическими рамками Соловьев уходит в подростковый мир, чтобы через него показать свое отношение к реальности начала 1980-х.

Расписание показов

кинотеатр «Салют» кинотеатр «Звезда»
11.
06
Монолог
19:00
Остановился поезд
18:00
12.
06
Вы мне писали
14:45
Тема
Спикеры: Геннадий Устиян и Ситора Алиева
20:00
13.
06
Горожане
14:45
Наследница по прямой
Спикер: Максим Семеляк
18:00
14.
06
Ключ без права
передачи
14:45
Двадцать шесть дней
из жизни Достоевского
20:00
15.
06
Долгая дорога к себе
19:00
Две строчки
мелким шрифтом
18:00
16.
06
Дневник директора
школы
19:15
Монолог
20:00
17.
06
Неоконченная пьеса
для механического
пианино
Cпикер: Ярослав Забалуев
20:00
купить билеты