Аромат недели: «Тираж» от «Чтива» и Holynose
В парфюмерии есть небольшое, но любопытное семейство духов, пахнущих книгами и журналами — всем тем, из чего они буквально состоят: бумагой, клеем, типографской краской, плесенью на корешке и даже библиотечной пылью. Первой ласточкой, точнее бумажным журавликом, жанра стал аромат Paper Passion, выпущенный парфюмером Гезой Шоном совместно с журналом Wallpaper и немецким издательством Steidl в 2012 году. Пахла «Бумажная страсть» свежими чернилами, лаком, увлажняющим раствором офсетной печати — новой, едва отпечатанной книжкой, будто ты, едва отойдя от магазина, разорвал целлофановую пленку — и наружу тут же вырвался дух нового романа.
Есть и другие «книжные» духи, более или менее удачные и не похожие на остальные. Biblioteca de Babel аргентинцев Fueguia 1833, например, пахнет старой бумагой и кедровыми полками в книгохранилище или каком-то пожилом архиве; Mildew марки Demeter — книжной плесенью, которая в отличие от бытового налета на батоне или зомби-огурце пахнет интересно и немного сладко, как цветы (не зря, когда на книжном корешке появляется плесень, антиквары говорят «книга зацвела»). А Coeur de Noir британцев Beaufort London — это судовые журналы в каюте капитана: трубочный табак, кожаный переплет и бумага, которая пошла волнами от морской влажности, как банановый лист.
В каком-то смысле «Тираж», новый аромат москвичей Holynose, созданный в коллаборации с журналом «Чтиво» Сергея Минаева, это дайджест всех хороших «книжных» духов сразу или, скорее, душистая антология. «Мне не хотелось делать конкретную книгу, конкретный журнал. Ведь у каждого человека, любящего запахи полиграфии, очень четкое представление о своем “правильном” аромате бумаги и печати, — рассказывает парфюмер Мария Головина, автор “Тиража”. — Поэтому я и взяла от всех видов бумаги понемногу — и от свежей книжной, мелованной, и от глянцевой журнальной, и от чуть пожелтевшей, старого образца».
Те, кто с творчеством Holynose уже знаком, наверняка считают в «Тираже» цитаты из их лучшего, пожалуй, аромата — «Черного», посвященного советскому авангарду. Та же узнаваемая кислинка чернил и клея, тот же отзвук ириса — аккуратный и ненавязчивый, как водяной знак на бумаге — есть и в новинке бренда. Правда, в «Черном» чернила густые, будто замешенные на жирной саже из дымохода паровоза, а в «Тираже» гораздо больше воздуха и света — у него, можно сказать, разреженная, очень современная «верстка». Но нет-нет да и выплывет из флакона сладковатый запах старой книги: содержащийся в бумаге лигнин, разлагаясь, выделяет летучие вещества с тонким и благородным запахом ванили.