search Поиск Вход
, 8 мин. на чтение

Новые тренды в фитнес-индустрии в Москве и России, которые появились после локдауна

, 8 мин. на чтение
Новые тренды в фитнес-индустрии в Москве и России, которые появились после локдауна

В лентах соцсетей стало заметно меньше фоточек из фитнес-залов. Заметили? Раньше, бывало, откроешь: кто пресс качает, кто выпады делает, кто бицепсы фотографирует. Все рельефные, уставшие, мокрые от пота, но счастливые. Сейчас таких фотографий на всю ленту всего ничего. И это понятно. Индустрия фитнеса пострадала от коронавирусной пандемии, возможно, сильнее всех остальных.

Подсчитаем убытки

Буквально на прошлой неделе национальное фитнес-сообщество заявило ТАСС, что в 2021 году российская фитнес-индустрия потеряла 5200 объектов. И это большая цифра для сферы, где сейчас осталось всего 7800 объектов. Отсюда остальные потери. По данным фитнес-сообщества, рынок в целом сократился на 40 процентов. Работы лишились почти 250 тысяч сотрудников отрасли. А за год доходы индустрии упали почти на 26 миллиардов рублей. Причем потери фитнес несет уже второй год.

По словам генерального директора сети фитнес-клубов World Class Николая Прянишникова, в индустрии нет тех, кто не пострадал. «Поэтому ее даже официально признали сферой, пострадавшей от пандемии. Хуже всего пришлось клубам в офисных центрах. Чуть лучше были дела у тех клубов, что расположены в больших спальных районах. Здесь все понятно: люди ушли на удаленку, работают из дома, на фитнес ходят в клуб по соседству в своем районе», — рассказывает Николай Прянишников. Он также считает, что крупным сетям и крупнейшим операторам с сильным брендом пришлось немного легче, чем небольшим клубам. «У клиентов были опасения, что маленький клуб в любой момент может совсем закрыться, поэтому предпочтения отдавали известным сетям. Хотя, повторюсь, пострадали все».

Вот только запрос на спорт и здоровый образ жизни в обществе, по мнению многих экспертов, остается и даже растет. Поэтому очевидно, что фитнес-индустрия никуда не денется, а каким-то образом преобразуется, чтобы не просто выжить и остаться на плаву, а начать расти. Что, в общем, и происходит в некоторых ее сегментах. Уже сейчас специалисты отмечают, что вырисовываются определенные новые тренды. Они, судя по всему, станут основными на ближайшее время. Причем эксперты с большой осторожностью говорят про это будущее, потому что далеко уже никто не заглядывает. Кто знает, что там еще может произойти.

К примеру, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева считает, что одним из трендов может стать развитие государственно-частного партнерства. Она предлагает, к примеру, снизить налоги. Как вариант Ольга Киселева рассматривает, что было бы эффективно давать гранты и субсидии на земельные и имущественные налоги для арендодателей, которые дают скидку арендаторам и фитнес-индустрии. «Такая практика уже была, и ее надо вернуть. Потому что аренда занимает 30 процентов наших расходов», — объяснила она в интервью «Коммерсанту».

Только пока все эти решения будут рассмотрены и приняты или не приняты, бизнесу надо как-то выживать уже сейчас. Поэтому режут затраты, сокращают персонал, договариваются с арендодателями о снижении ставок, разрабатывают и вводят новые программы, которые сейчас больше востребованы и интересны клиентам. И, конечно, активно осваивают онлайн-форматы.

Все-таки уходим в онлайн?

«Мы инвестировали в онлайн-тренировки. Как бы тяжело нам ни было в это время с финансовой точки зрения, мы приняли решение потратить на это деньги. И я считаю, что сделали абсолютно правильно. Так мы помогли миллионам наших зрителей, которые во время трехмесячного локдауна в 2020 году тренировались с нами в инстаграме и ютубе, да и сейчас продолжают заниматься. Тем самым мы открыли для себя новое направление World Class Digital, это новая часть нашей стратегии и бизнеса», — рассказывает Николай Прянишников. Однако он же говорит и про то, что на самом деле сегмент онлайн-фитнеса «откусил» у реальных тренировок в зале не больше десяти процентов клиентов. Более того, Николай Прянишников уверен, что в долгосрочной перспективе растущая популярность онлайн-занятий играет на руку всей фитнес-индустрии. «Онлайн реальным клубам даже выгоден, потому что увеличивает число людей, ориентированных на здоровый образ жизни, и популяризирует занятия спортом», — считает Прянишников.

Сейчас, по разным оценкам, в среднем по России всего три процента населения занимаются фитнесом. В крупных городах — больше. В Москве около десяти процентов горожан — постоянные клиенты клубов. Это совсем небольшие цифры, и потенциально бизнесу есть куда расти. «Я вижу для нас позитивную перспективу — люди начинают тренироваться онлайн. Там нет барьеров, не надо покупать дорогое оборудование, абонементы. Вот только со временем люди, начавшие заниматься спортом онлайн, захотят дополнительных опций, которые как раз есть в клубах, а это удобные тренажеры, профессиональные тренеры, бассейны, сауны, в конце концов», — прогнозирует Прянишников.

С таким же позитивным настроем он оценивает и другой тренд, наблюдающийся сейчас в отрасли — самозанятые тренеры. После закрытия клубов огромное их число осталось без работы. Однако многие довольно быстро сориентировались в новых условиях. Стали работать сами: кто-то онлайн, кто-то набирает и ведет группы, кто-то приходит на дом, занимается индивидуально. По мнению Николая Прянишникова, это все тоже в копилку развития всего рынка. «Любое вовлечение людей в физическую активность нам в долгосрочном плане в плюс. Наши главные конкуренты — это диван и пиво. Потому что, когда человек ленится, ничего не делает и говорит: “Да ладно, буду толстым, ничего страшного” — вот это для нас хуже всего. Такой человек вряд ли когда-нибудь дойдет до нашего клуба».

Хотя, с другой стороны, с появлением самозанятых тренеров у клубов появилась новая проблема — подбор персонала. «Даже мы, лидеры рынка, испытываем сложности. Если раньше мы выбирали на одну позицию из 10−20 человек, проводили настоящие кастинги, то сейчас из одного-трех максимум», — говорит Николай Прянишников и добавляет, что World Class все же удалось сохранить свою команду. Даже когда клубы стояли закрытыми, их тренеры продолжали работать, записывали онлайн-тренировки, разрабатывали новые программы, которые были особенно востребованными в период локдауна и оказались довольно популярны и после того, как клубы открылись.

По словам директора по стратегии и маркетингу сети фитнес-клубов World Class Евгении Костиной, локдаун много что изменил в индустрии. И это не только про сокращение числа клубов и многомиллиардные убытки.

Как правило, все в первую очередь говорят про резкий рост развития онлайн-занятий. «По сути, такие тренировки в течение довольно длительного времени во всем мире были единственным возможным каналом тренировок, поэтому все, что связано с онлайн-форматами, получило совершенно сумасшедшее развитие», — соглашается Евгения Костина. С нормализацией ситуации нельзя сказать, что этот тренд откатился, онлайн по-прежнему популярен, он развивается и трансформируется. По мнению Евгении, пандемия — как то худо, что не бывает без добра, она дала мощный толчок развитию этого направления.

Тренируемся по-новому

Но есть и другие очевидные тренды — новые форматы тренировок. «Мы, например, разработали 15-минутные экспресс-тренировки, которые позволяют сделать качественную классную разминку в течение дня. Она идеально подходят для людей на удаленке. Это ведь только кажется, что удаленная работа — комфортная штука. А я убеждена, что давление и стресс значительно выше, чем когда ты работаешь по графику в офисе. Очень сложно разделять такой режим, стирается грань между me time и рабочим временем, стресс от этого растет», — объясняет Костина. По ее мнению, у людей изменился образ жизни, фоном которой стал постоянный стресс, спровоцированный последствиями нового вируса и нескончаемым потоком разной информации. Ну и не забываем, что многие так и не вернулись с удаленки, а это меньше движения, больше сидения за компьютером. Люди даже меньше стали ходить в магазины, потому что во время локдауна распробовали доставку товаров и продуктов курьерскими службами.

«Еще во время карантина наши методисты серьезно поработали над комплексом мобилити-тренировок, они и сейчас одни из самых популярных в наших клубах. Это все, что связано с подвижностью суставов, с гибкостью, с осанкой, а в конечном итоге с качеством жизни, — комментирует Евгения. Такие тренировки сейчас важны, в том числе опять же из-за удаленной работы. Все мы, жители мегаполисов, двигаемся критически мало и плохо за собой следим, я в этом плане тоже не исключение, несмотря на то что много лет в фитнесе и в спорте. Когда сижу на рабочем месте у компьютера в офисе, я совершенно точно знаю, что положение спины у меня неправильное, все это негативно влияет на опорно-двигательный аппарат и на сердечно-сосудистую систему. А мобилити-тренировки основаны на элементах пилатеса, плюс немного йоги, немного body-balance, которые учитывают паттерны движения человека. Они позволяют выровнять, выстроить себя и свое тело. Я от этой тренировки просто в бешеном восторге, потому что она доступная и не предъявляет серьезных требований в смысле гибкости».

К слову, мобилити-тренировки хорошо подходят людям в возрасте. А их сейчас становится все больше в фитнес-клубах. Это еще один из трендов последнего времени. Причем не только в России, но и во всем мире. Люди стремятся дольше оставаться здоровыми и сохранить качество жизни. За этим они и приходят на занятия. И под них сейчас тоже создают специальные программы. Учитывают изменения, которые происходят в организме с возрастом. К таким программам дополнительно идет все, что связанно с техниками, позволяющими бороться со стрессом. «Например, во время карантина 2020 года самой востребованной онлайн-программой из выложенных нами на ютуб оказалась медитация. И все другие программы, которые позволяют расслабиться, послушать себя, минимизировать внешний стресс», — рассказывает Евгения.

Еще один актуальный тренд — аутдор-тренировки, то есть занятия на улице. Они начали набирать популярность еще до пандемии, но, как в случае с онлайном, локдаун подстегнул развитие этого формата по всему миру. Аутдор популярен в Америке, в Европе, Австралии и в России, на всех континентах. «Бег — абсолютный топ. Люди вне зависимости от страны и континента выбирают его в качестве физической активности на улице, — подтверждает Евгения Костина. Это безопасно и доступно. Фитнес-клубы активно работают в этом направлении. Во всех хороших клубах есть специальная подготовка для бега: на развитие подвижности суставов, восстановление, стретчинг, все то, что помогает получать от бега удовольствие, а не страдания. В наших клубах огромная команда участвует в ночных забегах, в Московском полу- и марафоне. Есть даже тренеры, которые специализируются на беге. Кроме бега, у нас есть лыжные тренировки. Сейчас как раз самый сезон. Мы даже проводим свои лыжные гонки World Class».

Диджитализация фитнеса

«Я фанат всех фитнес-гаджетов, — признается Евгения, — спортивные часы, пульсометры, за последние несколько лет все основные мировые производители проработали все, что только можно. Я тестирую почти все новинки».

Николай Прянишников, генеральный директор World Class, соглашается, что диджитализация фитнеса набирает обороты. На первом месте здесь как раз личные устройства — фитнес-гаджеты, которые собирают информацию об организме и как он реагирует на физические нагрузки. Тренажеры тоже становятся умнее, помогают корректировать нагрузку, считают пульс, сжигаемые калории, показывают, какие группы мышц лучше прорабатываются, и еще много всего полезного. Есть также масса специальных приложений, где тоже аккумулируется информация о тренировках, по ним удобно отслеживать прогресс. «Вот это использование технологий во благо человеку — очень полезный тренд. В нашем бизнесе крайне важно показать прогресс клиенту, это всегда мотивирует на продолжение тренировок», — считает Николай.

«Вот только фитнес-гаджеты никогда не заменят живого тренера. Да, гаджет помогает тебе мониторить свое состояние, помогает понимать, как организм воспринимает ту или иную нагрузку, однако он не спланирует полностью тренировочную программу, а когда придешь после сложного рабочего дня в клуб, не посмотрит тебе в глаза и не скажет: “Я так понимаю, что сегодня ничего высокоинтенсивного тебе делать нельзя. Мы проведем спокойную тренировку, после которой ты будешь чувствовать себя лучше”», — утверждает Евгения Костина.

Что в будущем?

О будущем специалисты, работающие в индустрии, рассуждают с большой осторожностью. Тем не менее считают, вероятность того, что индустрия начнет расти, очень высока. Даже если брать цифры по проникновению — сейчас они очень низкие — около десяти процентов, и это только по Москве, в регионах — всего около трех. В то время как на Западе это более 20 процентов. С другой стороны, ничто не предвещает  большого экономического роста, а от него тоже много зависит. Но все же «по проценту, по два в год — рост будет».

Причем, как говорит генеральный директор World Class, рост возможен в том числе от расширения сегмента. Уже сейчас заметно, что в фитнес-клубы стало приходить больше  молодежи. Для молодых сейчас быть на ЗОЖе и тренироваться — тренд. «Мы видим рост интереса и у старшего поколения. Если раньше, условно говоря, пожилые люди главным образом плавали в бассейне, то сейчас они начинают активно тренироваться в зале и на групповых занятиях, и это здорово повышает качество их жизни».

Ну и, конечно, онлайн и диджитализация. Они сейчас проникли во все сферы нашей жизни. Фитнес-индустрия в этом смысле не исключение. Тренажеры и гаджеты будут умнеть, будут становиться все более доступными, заниматься с ними будет все приятнее и комфортнее.

Фото: пресс-служба World Class