Почему вы должны меня знать: создатель парфюмерного бренда Khaikin Кирилл Хайкин
Меня зовут Кирилл Хайкин, мне 26 лет. К работе парфюмера я пришел необычным путем. Хотя не сказал бы, что у нас в стране существует прямая дорога в эту профессию. В высшем учебном заведении действительно можно было выучиться на парфюмера, но до распада Советского Союза.
Для меня все началось шесть лет назад, когда я был студентом химического факультета МГУ. Руководитель новой лаборатории, где я планировал писать курсовую по органической химии, интересовался парфюмерией. Он собрал огромную коллекцию духов. Несколько раз в неделю он приносил разные ароматы и знакомил меня с ними. Так я пришел к мысли, что парфюмерия — это что-то загадочное, сложное и нереально классное. Просил профессора приносить больше ароматов и уже на определенную тему. В один день на повестке дня были десять ароматов с лавандой, в другой — с ладаном, в третий — с розой. Так я постепенно познакомился с основными нотами и семействами парфюмерии.
Переломный момент случился, когда я решил проанализировать духи с помощью метода газовой хроматографии и масс-спектрометрии. С его помощью можно раскрыть состав любого аромата и, имея необходимые ингредиенты, повторить его. Что я и начал делать — воспроизводил ароматы, смешивая их капля за каплей. Получалось очень похоже. Позже я завел телеграм-канал «Духи Наизнанку», где начал фактически первым в мире подробно раскрывать реальные составы духов, пытаясь понять и донести до читателя роль каждого компонента. Зачем я это делал? Парфюмерия настолько закрыта для новичков, что мне хотелось приоткрыть ее двери не только для себя, ведь на химическом факультете учат, что знания должны быть доступными. Я расшифровывал все больше и больше формул — от новинок до самых старых версий каких-нибудь Chanel №5. Получается, что я учился у всех парфюмеров сразу и ни у кого одновременно. Дошло до того, что со временем по наличию и концентрации определенных ингредиентов я мог предположить автора композиции.
Тогда же я понял, как важно уметь делать композиции самому и что повторять не значит творить. Создавать в парфюмерии непросто — нужно идеально знать ингредиенты, представлять эффект, который они могут привнести в композицию. Так, первые свои духи «Крах гедонизма» я дорабатывал почти три года. Забегая вперед, скажу: чтобы перестать дорабатывать, мне пришлось запустить свой парфюмерный бренд Khaikin.
В 2022 году я начал работать парфюмером в косметической компании, где создавал натуральные отдушки. Уже год я главный парфюмер на производственной площадке ООО «Новая Заря». Да, в трудовой книжке так и написано. Производственная площадка сейчас существует несколько отдельно от марки «Новая Заря», и в разработке новинок этого бренда я не участвую, несмотря на то что всю продукцию «Новой Зари» производим мы. Сам завод сейчас работает также как площадка для контактного производства, а в мои обязанности также входит разработка и производство рецептур, концепций и парфюмерных формул для клиентов и собственных новых брендов компании. Прилагательное «главный» не означает, что у меня много людей в подчинении. Я отвечаю как за разработку продукта, так и за производство. Знаю, как и в какой пропорции смешать душистые вещества с красителями, спиртом, водой и стабилизаторами, чтобы получить готовый продукт на полке. А еще, например, что необходимо писать на упаковке в соответствии с законодательством РФ.
Сейчас на фабрике «Новая Заря» я произвожу свой собственный бренд, где каждую композицию смешиваю сам из парфюмерных ингредиентов, не пользуясь готовыми решениями из Европы. Главное, что у меня есть в Khaikin — это пространство для свободного творчества и реализации фантазий. Каждый аромат бренда является проводником в сюрреалистичную вселенную, построенную на личных переживаниях и рефлексии. Так, например, в аромате «Крах гедонизма» я сжег образ мира, в котором роскошь превратилась в рутину, а празднество — в пустой ритуал. А аромат «В начале был Сон» пахнет вином и сыростью из подвала. Такой способ прожить детскую травму, повторяющийся ночной кошмар.
Основная проблема российского парфюмерного рынка сегодня — европейские санкции. Дело в том, что большинство брендов закупало готовые отдушки в Европе, а в России только разбавляли до готового продукта. Поэтому заводы, хотя и очень медленно, идут в сторону самостоятельного производства парфюмерных композиций из отдельных душистых веществ. Для того чтобы смешивать парфюмерный концентрат самостоятельно, необходима база ингредиентов — это около 200–300 основных позиций разного объема. Иногда достаточно 100 граммов, а иногда не хватает и бочки на 200 литров. И такие базы ингредиентов у нас в стране есть, несмотря на объем инвестиций, требующихся для закупки самого необходимого (мы говорим о десятках, иногда сотнях миллионов рублей). Большинство парфюмерных ингредиентов тоже находится под санкциями, поэтому купить недостаточно, нужно еще привезти. В России, к сожалению, химический синтез парфюмерных ингредиентов не развит, здесь нужны большие инвестиции, хотя энтузиасты в этой области тоже имеются. Даже производство натуральных ингредиентов, таких как эфирное масло кориандра или абсолют мускатного шалфея (которые мы поставляли на весь мир), идет на спад.
При всем этом рынок у нас огромный и развивающийся сам по себе: русский человек пользуются парфюмерией и часто имеет несколько флаконов. По многим причинам в общем объеме продаж доля западной парфюмерии в штуках последние годы уменьшается, но все еще составляет около 50% и точно занимает лидирующие позиции по выручке. Но парфюмерных производств и десяток назвать сложно, потому что оборот этилового спирта жестко регулируется государством. Чтобы удовлетворить все требования налоговой и Росалкогольрегулирования, нужны огромные инвестиции. Крупные российские бренды в основном производят массмаркет-парфюмерию стоимостью до 2–3 тыс. рублей. Два из них исторические — это «Новая Заря» и фабрика «Калина» (до 90-х годов называлась «Уральские самоцветы»), а до Великой Отечественной войны это было одно предприятие — «Новая Заря». Кроме того, бьюти-ритейлеры заполняют полки своими собственными торговыми марками. Новые российские крупные игроки в парфюмерии редки и заходят в нее очень осторожно. Например, косметический бренд The Act этой весной запустил мисты для волос стоимостью около 1 тыс. рублей. Бренды одежды также запускают свою парфюмерию, но почему-то не спешат производить ее в России. Так, Lime разливается в ОАЭ. Думаю, небольшое количество крупных российских брендов может быть связано с довольно большими инвестициями, которые требуются для запуска парфюмерного бренда с нуля, и довольно расплывчатыми перспективами — высокими рисками.
Трендсеттером в мире парфюмерии всегда была и остается Франция. Из недавнего на ум приходит парфюмерная фисташка, довольно мимолетный тренд, который связан с популярностью дубайского шоколада в мире и с активно развивающимся с начала нулевых гурманским трендом. Раньше в гурманское семейство входили карамель и ваниль, но сегодня парфюмеры вместе с маркетологами придумали множество разных десертных аккордов — от маршмеллоу до макарунов. Людям хочется чувствовать и пахнуть беззаботными конфетами, а не проблемами. На контрасте со сладким и тяжелым в моде природные ароматы, изображающие природную зелень в разных ее проявлениях, будь то свежескошенная трава, цветы сирени, лес после дождя или помидорная ботва. В сравнении с Европой очень непопулярна у нас лаванда, наверное, из-за ассоциаций со средствами «Антимоль», а если добавить в название аромата «роза», можно провалить продажи — цветок у платежеспособной аудитории ассоциируется с «бабушкиными» ароматами. При этом бесспорный бестселлер нашего рынка уже больше 20 лет, что удивительно, не очень стойкий аромат Eclat d’Arpège от Lanvin, который пахнет белыми цветами, мускусами и сиренью.
Мы в России, особенно в холодное время года, ценим теплые ароматы с большим количеством амброво-древесных нот, они также получаются и стойкими. Заметны яркие, громкие, амброво-древесные ароматы, которые оставляют шлейф в коридорах, метро и лифте. В России особенно популярен именно такой профиль, наш потребитель хочет, чтобы аромат был заметным, стойким, чтобы раздавались комплименты.
Русский человек любит подешевле и чтобы было стойко, громко, шлейфово, на все деньги, что называется. Под эти критерии, кстати, идеально подходит «Красная Москва». Любопытно, что сам аромат взрослым людям кажется устаревшим, а вот у молодого поколения нет предрассудков — их мамы и бабушки не носили «Красную Москву», отчего запах им кажется скорее необычным, чем винтажным. Интересно, что «Красная Москва» — единственные духи нашего производства, которые широко знают в Европе. Непонятно, получится ли у нас создать еще что-то настолько известное.
Отвечу за всех: будем стараться.
Фото: Даниил Овчинников

