Тоня Голубева

В Москве новая тенденция: бьюти-процедуры, совмещенные с приемом у психолога

3 мин. на чтение

Последние четыре года с начала пандемии в России бум на услуги психолога и коуча. Совместное исследование онлайн-школы «Психодемия», сервиса по подбору психологов Alter и HeadHunter показало, что только в 2022-м спрос вырос в сравнении с предыдущим годом на 63%. А в начале 2024-го, согласно отчету «Авито Услуги», еще на треть относительно 2023-го. Естественно, параллельно выросло и количество шарлатанов, «работающих» в этой сфере без профильного образования и компетенций. Поэтому, услышав о новом бьюти-пространстве «Сенсетика», объединившем под одной крышей массаж, уходы для лица и психологическое консультирование, я испытала смешанные чувства. Но журналистское любопытство взяло верх.

«Аналогичных “Сенсетике” проектов я в России не встречала: безусловно, в некоторых клиниках работают психологи, но именно в бьюти-спотах психологического кабинета я не видела», — рассказывает Алиса Лунгол, открывшая вместе с партнерами в октябре прошлого года необычный проект на Гоголевском бульваре. Алиса училась на магистра в программе «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики. «Консультирование не входило в мои планы, а вот запуск собственного бьюти-проекта — да, — вспоминает она. — Так пришла в голову мысль совместить два направления и пригласить на работу коллег-магистров».

Алиса решила рискнуть. Кабинет для консультаций разделили два специалиста: гештальт-терапевт Юлия Кулева и психолог Лиана Бородкина.

За плечами Юлии — Йельская школа менеджмента, 12-летний опыт бизнес-управленца и учеба в «Институте практической психологии — личность в бизнесе».

На предложение стать резидентом «Сенсетики» Юлия откликнулась сразу: «Контакт с телом — важнейший для ментального здоровья навык, который, к сожалению, практически не развит у постсоветских людей».

 

Лиана Бородкина работает в соответствии со стандартами ICF, Международной федерации коучинга. Еще она обучается на гештальт-терапевта, поэтому сочетает элементы обоих направлений в зависимости от целей клиента. Для многих точкой входа в терапию становится именно коучинг из-за предубеждений и мифов, окутывающих психологию в России. «Особенно это актуально для мужчин, которые до последнего пытаются “справиться сами”, — говорит Лиана. — Коучинг звучит более понятно».

Список клиентов-мужчин «Сенсетики» впечатляет: на данный момент их уже 20%, а проекту меж тем всего полгода. «Это нас приятно удивило. Я предполагала, что нашей аудиторией станут девушки 25+, находящиеся в поиске себя. Но, как показало время, наш клиент старше. Это взрослые, образованные, успешные люди в возрасте 30+, — рассказывает Алиса. — Многие начинали с массажа, но знакомились в зоне ресепшн с Лианой или Юлей и начинали интересоваться консультированием». Также есть формат бесплатной 15-минутной встречи, чтобы клиент мог понять, подходят ли они со специалистом друг другу и хочет ли он идти в терапию.

До знакомства с командой меня одолевали сомнения: как человек, находящийся в терапии много лет, я не уверена, что эффект от сессии не снижается из-за комбинации с бьюти-процедурой. Отправляясь на массаж или уход для лица, человек стремится хотя бы на час выпасть из реальности. Терапия же, напротив, требует сосредоточенности и контакта со своими эмоциями, часто сложными и неприятными. Получается, весь массаж насмарку.

Девушки беспокойства не разделяют. Их опыт показывает обратную связь: забота о теле усиливает эффект консультаций. «Как правило, клиенты начинают с процедур и заканчивают сессией. Это хорошая последовательность: во время ухода они расслабляются и сосредотачиваются на собственных чувствах, а последующая терапия помогает лучше в них разобраться», — говорит Лиана.

Очевидно, что «Сенсетика» — нишевая история, которую невозможно масштабно реплицировать: слишком тонкие материи связывают все ее звенья. «О франшизе речи действительно не идет, — говорит Алиса. — Но открыть еще одно пространство мы планируем: на это есть запрос клиентов».

В общем, мои опасения развеялись, но для более объективной картины я решила попросить комментарий у независимого эксперта.

Наталья Бехтерева — потомственный психотерапевт, праправнучка создателя отечественной школы психоневрологии и внучка нейрофизиолога, которая первой имплантировала мозговые электроды пациентке с болезнью Паркинсона и десятилетиями «вела разговор с живым человеческим мозгом». Кроме того, Наталья не только опытный психолог, но и корпоративный коуч.

«Кабинет психотерапии, психологического консультирования или коучинга может располагаться в любом месте, — считает Наталья. — Если у терапевта и клиента прозрачные отношения и соблюдаются определенные договоренности, никаких проблем с таким форматом нет. Этический кодекс рекомендует воздерживаться от неформального общения и не пересекаться между консультациями: мы копаемся в личности в кабинете — сложно перестать это делать за чашкой кофе.

Не менее важно, в каком подходе работает специалист. Иногда люди заходят в терапию через поддерживающие методы: нас слышат, валидируют наши эмоции, и мы можем говорить о том, что беспокоит, в безопасной обстановке. В этом разрезе кабинет, расположенный в таком неочевидном месте, может стать хорошей точкой входа в консультирование как таковое. К тому же специалисты проходят супервизию: если возникают спорные моменты, им всегда подскажут, что изменить во взаимодействии с клиентом.

Единственное, что меня настораживает — 15-минутное знакомство: я увеличила бы его до получаса. Этого времени достаточно, чтобы познакомиться и понять, подходит ли вам специалист. И нужно ли вам вообще идти в психотерапию или для ваших запросов релевантнее коучинг».

Фото: Beautrium/shutterstock.com, freepik.com

Подписаться: