Меня зовут Татьяна Огнева, и я вот уже 25 лет учу детей играть в шахматы. Мое серьезное увлечение шахматами началось на берегу Каспийского моря. Дело было летом, делать было нечего, и я стала решать шахматную задачу на последней странице журнала «Пионер». Основательно помучившись, я ее решила и поняла, что передо мной открылся новый удивительный мир.
Я начала посещать шахматную секцию. В 15 лет удалось стать чемпионкой города Сумгаит среди женщин. Так совпало, что 15-летний Гарри Каспаров, живший в то время в соседнем Баку, выполнил норму гроссмейстера. Это вызвало такой прилив энтузиазма, что шахматные школы открылись во всех городах Азербайджана. Как действующая чемпионка своего города я стала участвовать в многочисленных турнирах. Конечно, мне очень нравилась такая жизнь. Я редко посещала училище, в которое поступила после восьмого класса, но это мне не мешало учиться на отлично. На все турниры я возила с собой учебники и занималась самостоятельно.
В 19 лет я переехала жить в Москву и довольно быстро вышла замуж. Появившиеся затем трое детей потребовали полной самоотдачи. Когда младшему сыну исполнился год, я увидела объявление, что клубу требуется педагог по шахматам. Я предложила свои услуги и была принята на работу. И будто снова вернулась во времена своей юности. За два года мои юные шахматисты выполнили первые разряды и стали известны в городе. Это был триумф для меня, но тогда я не подозревала, какой удар меня ждет впереди. Всю мою команду переманили в районную секцию, которую мы опередили на соревнованиях.
Позже я пошла преподавать в шахматной школе «Этюд», которая находится на северо-востоке Москвы. Почему же я вернулась к тренерской работе, в которой так разочаровалась? Ответ на этот вопрос очень прозаичен. Нужно было обеспечивать семью, потому что брак распался, и бывший муж мне не помогал.
Работая тренером, я обнаружила в себе способность чувствовать индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности своих учеников. У меня оказалась очень развитая интуиция на способных детей. Как будто внутри меня был камертон, позволявший настроиться на ученика, и это помогало мне раскрыть его потенциал в кратчайшие сроки.
Среди моих учеников были и такие, которые уже успели позаниматься в престижных школах и с именитыми тренерами, но по тем или иным причинам были отвергнуты ими как неспособные. Мне удавалось раскрыть потенциал этих детей и вернуть им веру в себя. Умение быть с детьми на одной волне позволило мне находить в своей работе эффективные методы преподавания шахмат. Я разработала свой вариант игры под названием «шахматный футбол», которая в 2014 году выиграла в Лондоне конкурс шахматных мини-игр.
В этом году я стала лауреатом всероссийского конкурса шахматных педагогов со своим проектом «Сказочная технология обучения шахматам». Я написала учебные пособия в виде шахматных сказок. На сегодняшний день уже опубликована первая часть из этой серии под названием «Приключения Алекса в шахматном королевстве». Очень надеюсь, что эта сказочная шахматная серия, состоящая из четырех сказок, станет основой большого творческого проекта.
Если у вас есть интересная история для рубрики «Почему вы должны меня знать», присылайте нам в сообщения.