Это мой город: Алиса Гребенщикова
О скорости принятия решений в Москве и новом спектакле в «Практике».
Я родилась…
В Ленинграде и выросла в том же доме, где родились и росли мои мама и бабушка, почти на Невском проспекте.
Сейчас живу…
Вот уже почти двадцать лет в Москве. Девятнадцать, если быть точной. Я еще в школе чувствовала, что уеду в первопрестольную, мне казалось, что там меня ждет увлекательная жизнь, и я не ошиблась.
Люблю гулять…
Еще со школьных времен я обожала Бульварное кольцо, но в последние несколько лет я очень часто хожу пешком по Патриаршим, именно в этом районе находится и театр «Практика», с которым я тесно связана, и дом-музей Марины Цветаевой, с которым я много работаю как режиссер. «Режиссер в музее» звучит странно, но мне посчастливилось сделать несколько работ, которые были придуманы для показа в этом музее. Там же, на Патриарших, и школа, в которой учится мой сын.
Мой любимый район в Москве…
Я патриот района, в котором живу — Красносельского. И Басманного, в котором жила раньше.
Мой нелюбимый район в Москве…
У меня нет места, которое я стараюсь обходить стороной, но без радости я езжу в индустриальные зоны.
Мой любимый московский ресторан…
По атмосфере у меня на первом месте «Море внутри» в парке «Сокольники», но в реальности в разы чаще, чем в других местах, я бываю в «Братьях Караваевых». Там есть все, что я ценю — простая еда, скорость и возможность не потратить на обед много денег.
Место в Москве, в которое я все время собираюсь, но никак не доеду…
О, таких мест много! Я регулярно не доезжаю до выставок.
Главное отличие москвичей от жителей Петербурга…
Скорость принятия решений.
Мое отношение к Москве…
Мне всегда было интересно в Москве, но когда я переехала сюда жить, то как-то по-бабьи полюбила ее, прикипела.
В «Практике» вышел новый спектакль «Все вокруг»…
Мне действительно близка форма моноспектакля, я не боюсь открытого диалога со зрителем. Моя основная работа — просветительские проекты в области литературы, и «Все вокруг» тоже в первую очередь был задуман как возможность познакомить широкую публику с творчеством поэтов, живущих с нами бок о бок, в одном культурном и социальном контексте, и пишущих сейчас.
Жутко обидно слышать, что поэзия умерла или «стихи — это скучно». Нет, не умерла! Нет, совсем не скучно! И отзывы наших зрителей подтверждают это. В постановку вошли тексты семи авторов. С кем-то я близко дружу, кем-то любуюсь издали, чьи-то стихи уже звучали в «Практике» в других поэтических спектаклях. Так, например, с творчеством Федора Сваровского я познакомилась, увидев спектакль «Стихи о Москве», шедший несколько лет назад.
Аля Кудряшева — нотка Петербурга, мое сердце плачет, читая их, Михаила Чевегу открыла для меня Вера Полозкова, подарила мне, как сокровище, читая однажды утром на кухне. С Даной Сидерос, Анной Русс и Анной Логвиновой я познакомилась по рекомендации литературного критика Александра Гаврилова, и с удовольствием слушала девочек в проекте Эдуарда Боякова «12», его показывали и в Москве, и в Перми. Нас связывают теплые отношения, поэтому круг поэтов, чьи стихи прозвучат в этом спектакле, для меня был очевиден. Да и, конечно, я не могла обойтись без стихов Веры Полозковой, которую нежно люблю и много читала в спектаклях «Практики», ЦИМа и «Политеатра».
Когда я прочитала первый вариант инсценировки, сделанный просто по наитию, просто из стихов, которые отзываются в моем сердце, нашему режиссеру Виктору Алферову, он почувствовал главное — что все это про нас, про то, что внутри нас, если смотреть всерьез. А если просто скользнуть взглядом, то как раз про все вокруг. Так и родилось название, и дальше уже я специально подбирала и выстраивала стихи, следуя эмоционально драматургии про то, что нас окружает.
Спектакль «Все вокруг» пройдет 28, 29 августа и 7 сентября в театре «Практика».
Фото: из личного архива Алисы Гребенщиковой