Кинокритик Антон Долин о непереносимости окраин и цинизме москвичей.
Я родился…
В Москве. Моя малая родина — Сокол, угол Часовой и Балтийской. В доме моих бабушки и дедушки, у которых я вырос, там было кафе-мороженое «Снежок».
Сейчас живу…
В районе Аэропорта, неподалеку от метро «Динамо» и Петровского парка. Недалеко я уехал от исторической родины. Всю жизнь обитаю в пределах зеленой ветки метро, на севере города. Был на Часовой, потом с родителями в их первой квартире — крохотной однокомнатной — на улице Усиевича у Ленинградского рынка. Забавно, что в двух шагах оттуда находилась редакция журнала «Искусство кино», где были первые мои значимые кинокритические публикации, а сегодня я этот воспитавший меня журнал возглавляю как главный редактор…
Потом у нас была квартира на Верхней Масловке, тоже рядом, на пешеходном расстоянии. А теперь переехали буквально через улицу. Я живу в одном из «домов художников», моими соседями были Пименов и Грабарь.
Люблю в Москве…
Свой родной район, ежеутренне гуляю по часу со своей собакой в Петровском парке. Он достаточно неухоженный, чтобы оставаться уютным. Не добрались пока урбанисты.
Любимый район в Москве…
Я живу в своем любимом районе. Но вообще мне нравятся какие-то островки и в центре. Сад «Эрмитаж», например. Замоскворечье. Как ни странно, Садовое кольцо.
Совсем не люблю…
И плохо знаю юг — наверное, потому что я «северянин». Не переношу московские окраины, предместья. Именно с точки зрения внешнего вида. В Европе подъезды к городу (например, когда едешь из аэропорта) обычно безликие, никакие. А в Москве откровенно уродливые. Когда покидаешь город или въезжаешь в него, смотреть в окно не хочется. Искренне ненавижу МКАД.
В барах и ресторанах бываю…
Крайне редко. Бары вообще не моя история, я очень мало пью и чаще за границей, где повсюду можно купить дешевое и хорошее вино. С точки зрения ресторанов Москва, мне кажется, один из худших городов на планете. Я сразу прошу прощения у всех, кого могу этим обидеть, но говорю абсолютно честно. Вкусно я ел, кажется, только в скандинавском ресторане Bjorn и «Скандинавии» (я правда люблю скандинавскую кухню). А сколько раз приходил в модное место и уходил дико разочарованным — не сосчитать. Везде добавляют майонез, картошку и сахар (так вышло, что мне ничего из этого есть нельзя). А ведь все еще и адски дорого, и с такой претензией… Увы. Самое же мерзкое — дефицит вкусного сыра.
Место в Москве, в которое я все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Парк «Зарядье». Недавно впервые зашел, и то на полчаса и по работе.
Главное отличие москвичей от жителей других столиц — это…
Безжалостность и равнодушие друг к другу, цинизм. При этом москвичи умные, быстрые и довольно толерантные (если речь идет о поведенческом кодексе, а не неподдельном тепле и эмпатии) — в таком гигантском и сложном городе, как Москва, иначе просто не выжить.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Вайфай в метро. Да и само метро. Наше — лучшее в мире. Московские книжные магазины тоже очень люблю. В Париже нет «Фаланстера», правда, есть букинисты на набережных Сены, они лучше арбатских. Еще обожаю конструктивистскую архитектуру. То, что от нее осталось.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Стало удобнее. Но общая глянцевитость меня выводит из себя. Игра в «модное», «современное» и «молодежное» на фоне дремучего кошмара, который так поощряет во всех областях власть, выглядит беспринципной. Хотя, конечно, жить внутри «модного» (даже в кавычках) города комфортно.
Хочу изменить в Москве…
Уничтожить пробки. Сделать много дешевых и вкусных кафе (пусть «Кофемания» станет терпимой по ценам, а «Шоколадница» — вкусной, ну пожалуйста!). Открыть повсюду крохотные артхаусные кинотеатры — не только в центре, по всему городу.
Мне не хватает в Москве…
Вкусной еды и дешевых доступных билетов на по-настоящему хорошие спектакли и концерты.
На событии «Ночь кино в Москве» 25 августа будет…
Много отличного кино — умного, талантливого, нестандартного, отобранного для москвичей редакцией журнала «Искусство кино». От победителя Канн «Магазинных воришек» до великой битловской «Желтой подводной лодки».