О нехватке дизайна в Москве, о том, что нравится новая навигация, и о желании сделать в городе цветовой код: определить, что в какой цвет можно и нельзя красить.
Я родился…
В Ташкенте. Тогда это был очень живой город. Много разных культур и интересных людей. Наверное, мое впечатление связано и с тем, что я жил в доме художников, где собиралось много творческих людей — архитекторы, кинематографисты, поэты…
Сейчас живу…
Я приехал в Москву в самом начале 1990-х, когда дизайн после долгого перерыва стал востребован (ну или так казалось), и появилась возможность самореализации. Большая, чем в Узбекистане. И уровень коллег, и уровень проектов был выше.
Гулять в Москве…
Я не большой любитель прогулок, но мы периодически гуляем с семьей. Когда-то это был Ботанический сад, теперь к нему добавилось много парков. Можно просто бродить по центру, в Замоскворечье. Часто выбор обусловлен требованиями детей, поэтому ходим в сад «Эрмитаж», гуляем по Тверскому бульвару, парку Горького, короче, там, где есть хорошие детские площадки.
Мой любимый район в Москве…
Мне нравится Динамо, где я живу — тут тихо, мало человейников — хороший масштаб улиц и домов. Нравится Замоскворечье (кстати, я там тоже жил, хотя недолго, в молодости).
Мой нелюбимый район в Москве…
Все многоэтажные окраины и промзоны. Мне там неуютно.
В ресторанах не бываю…
Мы ходим в разные кафе, а в ресторанах я чувствую себя немного неловко. Наверное, наследие «бедной молодости».
Место в Москве место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Парк «Тюфелева роща». Дом Наркомфина — я видел его раньше, хочу посмотреть, как он меняется.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
У москвичей нет комплекса провинциалов.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке…
В Москве, по крайней мере в центре, чище.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Мне почти все изменения нравятся — изменения в парках, общественные пространства и деревья на улицах, новые маршруты автобуса и метро. Ну и правила размещения вывесок и появление навигации, конечно.
Не нравится то, что многое делается второпях и часто средне. И это не только плохо уложенная плитка, но и дизайн большинства станций метро, например. Не нравится, что строится излишне много высотных зданий.
Хочу изменить в Москве…
Еще многое. Например, сделать цветовой код, определить, что в какой цвет можно и нельзя красить. И запретить красить бордюры наконец. Или сделать стандарты для благоустройства дворов.
Мне не хватает в Москве…
Дизайна.
Самый частый вопрос на лекциях в последнее время…
«Как сделать, чтобы в нашем городе тоже был дизайн-код?» Обычно приходят дизайнеры и архитекторы, но бывают и просто интересующиеся.
Я считаю, что нашим городам очень не хватает экспертного мнения специалистов — архитекторов, дизайнеров. При этом многие вопросы и ответы на них могут быть типовыми: как можно и нельзя размещать афиши и вывески, какие выбирать скамейки для парка или улицы, как защитить остановки или дома от расклейки и тегов. Обо всем этом и своем опыте работы над такими задачами я расскажу на лекции.
Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева и один из авторов дизайн-кода, преобразившего Москву, 11 октября выступит с лекцией в Архитектурной школе МАРШ в рамках Lexus Design Award (регистрация здесь).
Фото: из личного архива Эркена Кагарова