Это мой город: генеральный директор Большого театра Владимир Урин
Об изменении концепции жизни в Москве, о премьерах сезона и о спектакле в Большом, на который сам повел бы приехавшего друга.
Я родился…
В Кирове.
Сейчас живу…
В Москве. Я здесь работаю, у меня здесь семья.
У меня в Москве два любимых района…
Там, где мой дом (в районе Петровского парка), и там, где мой театр. А нелюбимых районов нет.
Место в Москве, куда я мечтаю доехать, но не получается…
Мне очень нравится парк «Кусково», но я никак до него не доеду.
Москвичи отличаются от жителей других городов…
Тем, что большинство москвичей живут в совершенно невероятном, бешеном, с моей точки зрения, не свойственном человеку ритме. Другие города живут гораздо спокойней.
Я выбираю рестораны…
В зависимости от того, какую кухню мне хочется попробовать. В Москве очень много хороших ресторанов.
Мне не нравятся в Москве…
Пробки. Это, к сожалению, беда любого мегаполиса, который в какие-то периоды своей истории развивался так, что не обращал на это внимания и стал системно этим заниматься только в последнее время. Какие-то вещи удалось развязать в лучшую сторону — это очевидно. Но, к сожалению, проблема еще остается. Иногда Москва встает. И часто встает в центре. Часто это связано и с праздниками, когда город перекрывают.
Мне кажется, что Москва…
Это такой город, в котором есть все. Попробуйте сами задаться вопросом: чего нет в Москве, и окажется, что в Москве есть все. Все, что свойственно городу — железные дороги есть, поезда есть, метро есть, самолеты есть, машины есть, дома есть. Цирки, театры, музеи, зоопарк, планетарий… Для меня нет вопроса, что чего-то нет в этом городе…
Когда я приехал в Москву…
Этот город мне очень не нравился. Вернее, очень многое меня раздражало. Мне казалось, что у Москвы, при том что есть отдельные очень красивые места, нет единого ощущения города. Сегодня, конечно, Москва меняется к лучшему. Это не только в последние годы, но все время после перестройки. В Москве появилось много того, чего раньше не было. А самое главное, что меняется концепция жизни в Москве. Если в свое время все было направлено на строительство, на архитектуру в том или ином виде — на движение машин и т. д. — на все, кроме человека, то сегодня, мне кажется, человек занимает все более важное место и в архитектуре, и в движении, и в формировании среды. В Москве все больше появляется зон, где человек может чувствовать себя комфортно, отдыхать. Это важное, существенное изменение — это первое. Еще мне кажется, что появились интересные архитектурные решения и неожиданные для Москвы. Все это мне, безусловно, очень нравится.
Большой — это и московский театр, и российский, и всемирный…
Он сегодня достояние не только России и Москвы. Большой театр — это та культурная институция (в России таких много, и мы этим гордимся), которую знают во всем мире. Это очень важно. И этот статус надо максимально сохранять. Хотя мы, конечно, московский театр — ведь мы в основном работаем для москвичей и для тех, кто приезжает в Москву. Лишь иногда мы выезжаем на зарубежные гастроли, а по России ездим достаточно редко, что жаль, но это связано отнюдь не с нашим желанием — мы бы с радостью ездили больше, — а с финансами, с достаточно серьезными затратами, необходимыми для организации таких гастролей.
Для меня в Большом театре все важно…
И оперные, и балетные премьеры. В этом сезоне — новое для нас освоение музыки Бернстайна — «Кандид» и две оперы Россини, мировая премьера балета «Петрушка» в хореографии Эдварда Клюга и признанный шедевр Форсайта балет «Артефакт-сюита». Думаю, любопытной станет премьера на Камерной сцене оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича», тем более что музыкальным руководителем спектакля будет Игнат Солженицын. Уже после Нового года нас ждет премьера балета «Зимняя сказка» современного английского хореографа Кристофера Уилдона, и в мае на Историческую сцену вернется «Евгений Онегин» в новой постановке, которую осуществят режиссер Евгений Арье, художник Семен Пастух и наш музыкальный руководитель — главный дирижер Туган Сохиев. Мне интересны и новые вводы — новые актерские работы наших артистов. На самом деле главная моя задача — чтобы каждый спектакль театра — и премьерный, и репертуарный — был событием, ведь для многих наших зрителей именно этот один вечер становится значимым.
Если ко мне приедет старый друг…
То решать, на какой спектакль его позвать в Большой, я буду в зависимости от того, на сколько друг приезжает и в какое время. Может, я бы ему что-то и посоветовал, а вдруг этот спектакль не идет в эти дни в репертуаре театра? Потом я в таких случаях внимательно смотрю на афишу театра и всегда выбираю в зависимости от пристрастий моих друзей: кто-то хочет смотреть классику, которая многие годы идет на сцене Большого театра, а кого-то интересует то новое, что появляется сейчас. В зависимости от этих пристрастий моих друзей я и выбираю то, что хочу им посоветовать посмотреть. Какой-либо один спектакль я вам не назову, чтобы не обнаруживать личные пристрастия директора Большого театра.
Премьеры балетов «Артефакт-сюита» и «Петрушка» состоятся в Большом театре 20 ноября.
Фото: Владимир Трефилов/МИА«Россия сегодня»