Об укоренении социального неравенства как нормы жизни в Москве.
Я родился…
В 25-м роддоме за универмагом «Москва» и провел все свое детство в районе Ленинского проспекта, улицы Дмитрия Ульянова и университета. Очень люблю этот район, в нем соединились лучшие черты советского проекта — все иллюзии оттепели 50–60-х годов и вера в торжество науки и образования; 2-я школа и Дворец пионеров, академические институты и университет.
Сейчас я живу…
Рядом с Троицкой церковью в Мещанской слободе, здесь выросла моя жена Женя Лавут, мы несколько лет назад переехали в ее квартиру, в ту самую, где мы познакомились 25 лет назад.
Люблю гулять в Москве…
Когда мы жили на Ленинском проспекте, это были, конечно, Дворец пионеров, Ленинские горы, Нескучный сад, но в последние несколько лет мы попадаем туда очень редко и при малейшей возможности стараемся уехать из Москвы за город.
Мой любимый район в Москве…
Уже много лет подряд с вынужденными перерывами — улица Покровка и ее окрестности: место работы и не только. Я всегда стремился туда вернуться. Возможно, это генетическая память — на Покровском бульваре жила моя прабабушка (в доме, где сейчас открылся «Дизенгоф»), а до революции одним из доходных домов в Старосадском переулке владел мой прапрадед купец Мендель Броуде.
Мой нелюбимый район в Москве…
Я не могу сказать, что у меня есть какие-то нелюбимые места, но не испытываю особенного восторга от еще одного кластера позднесоветской интеллигенции — района Аэропорт—Сокол. И да, люто ненавижу «Москва-Сити».
В ресторанах и кафе…
Помимо уже упомянутой Покровки—Мясницкой, где есть десятки разных приятных мест, я люблю кафе «Юность» на Трубной.
Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Хотел бы побродить по Лефортово вокруг Немецкого кладбища, но выбрался туда всего один раз за последние годы, когда возил передачу в Лефортовский изолятор.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
У москвичей, надо признать, много неприятных качеств. Равнодушие и высокомерие в первую очередь. Но это скорее качества москвичей недавней закваски. А коренных москвичей в городе становится все меньше и меньше.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке или Берлине, Париже, Лондоне…
В Москве довольно долго было больше свободы и драйва.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Москва подверглась программе жестокого дисциплинирования, и я не могу сказать, что мне это нравится. Город, конечно, зримо похорошел, но от этого в нем стало довольно неприятно жить. Это такая на глазах застывающая картина укоренения социального неравенства как нормы жизни.
Десять лет назад мы бежали от этой напасти в районе Рублевского шоссе, теперь эта же опухоль распространилась по всему городу и дает метастазы то здесь, то там.
Хочу изменить в Москве…
Вернуть город его жителям, выселить из него оккупировавших город бюрократов, сделать из Кремля наконец музей. Москве очень не идут потуги казаться столицей империи, которой уже давно нет.
Мне не хватает в Москве…
Воздуха и нормальной жизни.
«Осень кинофест», который идет 9, 10 и 11 ноября в Электротеатре Станиславский и Центре документального кино…
Фестиваль выполняет важную функцию — создает питательную среду для тех кинематографистов, кто снимает свои первые фильмы, для тех, кто любит независимое кино. Надо смотреть программу короткого метра, там много интересного.
Фото: Алексей Соломатов