Это мой город: композитор Павел Карманов
О нелюбви к югу Москвы, отобранном у москвичей городе, культурном центре «Дом» и своей музыкальной мистерии «Рождественский вертеп», которую можно будет послушать 11 января в концертном зале «Зарядье».
Я родился…
В городе Братск Иркутской области. И до восьмилетнего возраста жил в Сибири — в Братске и Иркутске, а помнить себя начал в Новосибирске, который считаю своей родиной. Там я пошел в первый класс, там же начал заниматься музыкой и там же стал писать свои первые детские пьесы, которые были отправлены в Москву Дмитрию Кабалевскому. Он порекомендовал отправиться на вступительные экзамены в московскую Центральную музыкальную школу — и я поступил туда во второй класс на флейту. На фортепианном отделении не было мест, а композиторского отделения в младших классах не существовало. Мы переехали в Подмосковье, и четыре года я ездил в школу из Серпухова, а четыре — из Воскресенска. Потом мы перебрались в Москву, и, сходив в армию, я поступил в консерваторию.
В Москве я живу…
С 1987 года в разных местах, но предпочитаю северные районы. Отчасти это связано с тем, что большинство всех музыкальных учреждений, а также телевизионных и киношных находится на севере. И я постепенно удаляюсь от центра, в котором жить становится все более и более невозможно.
Мой любимый район…
Район старой Центральной музыкальной школы, Кисловские переулки за консерваторией. Я считаю его своей новой родиной. А также, безусловно, Большая Никитская улица, на которой сейчас возмутительным образом ломается прекрасный дом напротив театра Маяковского.
Мой нелюбимый район…
Нелюбимым районом для любого нормального человека в Москве (в моем понимании) являются районы на юге. Там наименее хорошая экология, наименее уютно и рядом присутствуют разнообразные поля аэрации, которые, как и мусоросжигающие заводы, не могут не портить настроение перед Новым годом.
Место в Москве, куда я давно собираюсь, но никак не доеду…
Не могу представить себе такого места в городе, куда бы я не доехал при необходимости. Но в последнее время я живу в некоторой «внутренней Монголии», внутренней Москве, и стараюсь посещать только те места, которые наименее обезображены благоустройством.
На сегодняшний день москвичи…
Один из самых обездоленных слоев населения страны. Потому что именно в Москву приезжает наибольшее количество мигрантов, и москвичи теряются — фактически город у них отобрали.
Я очень люблю…
Культурный центр «Дом», в котором провел половину своей жизни. Туда приходишь именно как к себе домой. При этом там есть большой буфет, которого всегда хватает для нужд музыкально небезразличных людей в городе.
Мне в Москве не хватает…
Старой Москвы.
Музыкальная мистерия «Рождественский вертеп Павла Карманова»…
… которую мы будет играть в концертном зале «Зарядье» 11 января — это новый жанр, который мы изобретаем прямо по ходу действия. Он соединяет в себе спектакль и концерт, а также мистерию и перформанс. Мистерия создана по мотивам народной драмы «Смерть царя Ирода»; там процентов сорок моей музыки и процентов шестьдесят музыки народной. Я надеюсь, что все участники — оркестр «Персимфанс» под руководством Петра Айду, Сергей Старостин и, конечно, «Вежливый отказ» — смогут слиться в единый организм с ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин», на основе пения которого и существует этот спектакль.
Я мечтаю о форме концерта…
…где публика не хлопает в конце (вовсе не Теодор Курентзис с Антоном Батаговым это придумали). Но в данном случае, поскольку речь идет о рождественском праздничном мероприятии, публика, надеюсь, наградит нас неистовыми овациями.
Возрастной ценз…
Я бы поставил 10+. Потому что спектакль предполагает тишину и тщательное отношение к качеству звука.
Фото: из личного архива Павла Карманова