О том, что Москву можно сравнивать только с нею самой, и о том, что тут ты не можешь просто быть, ты можешь существовать только будучи серьезным и ответственным по отношению к своей жизни.
Я родилась…
На улице Поварская, в советское время она называлась улицей Воровского. В доме, который находится совсем рядом с Российской академией музыки имени Гнесиных. Сейчас в этом здании, построенном в 1930-х годах, какое-то учреждение. А когда-то в этом доме были квартиры наподобие коммунальных — скажем так, улучшенный вариант коммунальных квартир, в которых соседи были очень изолированы друг от друга.
Сейчас живу…
Мои родители переехали из центра Москвы в новый район Зюзино — в 1970-х годах многие молодые ученые переезжали в этот район, как и в Новые Черемушки, которые совсем рядом. Помимо возможности иметь отдельную квартиру их очень прельстил Битцевский лесопарк. И в школу я пошла уже в этом районе. Будучи студенткой и работая, я некоторое время жила в других районах Москвы, потом много лет — в Европе. Вернувшись в Москву, я последние годы опять живу в этом районе, совсем рядом с лесом. Главное и, может быть, единственное, но зато исключительно важное его достоинство, как и юго-западной части Москвы в целом — это Битцевский лес и обилие лесопарковых и озелененных зон, благодаря чему здесь в отличие от многих других московских районов хорошо дышится. Учитывая то, что у меня дети школьного возраста, экологическая обстановка для меня и моей семьи — фактор исключительной важности.
Люблю гулять в Москве…
По местам моего детства — Поварская, Остоженка, где находится Московский государственный лингвистический университет, бывший иняз им. Мориса Тореза, в котором много десятилетий на кафедре итальянского языка преподавал мой папа, Альдо Канестри. Когда начинались каникулы, до нашего отъезда всей семьей в отпуск, он часто брал меня к себе на работу. Он шел на занятия, а я садилась за его стол, рисовала, печатала на машинке. Потом он заканчивал работу, и мы гуляли, гуляли, просто бесконечно. Я узнала Москву во многом во время прогулок с моим отцом, и мне повезло — у меня очень много воспоминаний о Москве: об ее улицах, зданиях, парках, скверах, театрах. Я помню цвета, запахи разных мест Москвы.
Очень люблю район вокруг Пушкинской площади — опять же прежде всего потому, что я там очень много проводила времени в детстве. Мой папа переводил на итальянский язык журнал «Новое время», редакция которого находилась прямо за зданием кинотеатра «Россия», сегодняшнего театра «Россия». Папа отводил меня на утренние и дневные сеансы мультфильмов, которые я просто обожала. Потом забирал меня, и я сидела с ним на работе и «работала»: опять же печатала на машинке какие-то невероятные фигуративные стихотворения и тексты. После такого плотного общения с печатными машинками — у нас и дома их было несколько — ничего удивительного в том, что я в результате поступила на журфак МГУ и стала журналистом. Преподавание и лекционная деятельность пришли гораздо позже.
Мой любимый район в Москве…
Остоженка, Пречистенка, Тверская (в бывшей гостинице «Люкс», которую сейчас реставрируют и она скрыта фальшфасадом, мой отец жил в раннем детстве), район Университета и вокруг метро «Университет». И это место стало «моим», потому что оно было «своим» для моих родителей. Они оба учились в высотке МГУ да еще и какое-то время жили там в общежитии. Очень люблю район улицы Моховая — а это уже «мой» университет. Там находится журфак МГУ, где я училась. Часто вспоминаю бесконечные прогулки по этим местам, по переулкам, по Большой Никитской, Никитскому бульвару. Люблю Замоскворечье — там еще очень много осталось от совсем старой Москвы.
Мой нелюбимый район в Москве…
В Москве много очень страшных так называемых спальных районов. В основном это районы, которые строили в конце 1980-х — 1990-х годах. Бесконечные огромные депрессивные уродливые многоэтажки. Когда-то я переживала, что есть целые огромные районы в Москве, которые я совершенно не знаю, в которых я никогда не бывала. А сейчас я успокоилась — мне давно уже не угнаться за «новой» Москвой. Да и зачем?
В ресторанах…
Практически не бываю. Мало свободного времени, а когда оно есть — люблю готовить и собираться у стола дома с семьей. На праздники приглашаю друзей домой и готовлю. Это для меня очень важный процесс — приготовить еду для семьи и любимых людей. Чем суетней становится моя жизнь, тем важнее для меня возможность собраться вокруг стола с людьми, которые для меня важны.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Культурный центр ЗИЛ. Только на фотографиях видела, что там построили. Хочется увидеть живьем, во время какого-нибудь мероприятия. Хочу поподробнее изучить старые московские места, с которыми я не очень хорошо знакома, в Басманном районе, например. Никак не доеду в Ботанический сад.
Главное отличие москвичей от, например, жителей Милана — это…
Честно говоря, мне даже в голову не приходит сравнивать москвичей с жителями Милана и других очень небольших европейских городов, как, впрочем, и сравнивать Москву с Миланом, Веной, Амстердамом, Брюсселем. Я считаю, что Москву, и то с натяжкой, можно сравнивать только с Лондоном, с так называемым Большим Парижем, то есть с Парижем и его пригородами, с Нью-Йорком, с азиатскими мегаполисами.
Нет и не может быть ничего общего между стилем, ритмом, организацией жизни в городах с населением далеко за 10 миллионов и городах-полуторамиллионниках и меньше. Другие масштабы всего, другие расстояния, гораздо более заметное социальное расслоение. Про климат вообще молчу. Погодные условия в Москве нельзя сравнивать ни с одной европейской столицей, и с американскими мегаполисами тоже невозможно. Насколько иначе мы воспринимали бы многие особенности каждодневной московской жизни, если бы у нас было больше солнца, меньше дождей и слякоти? Но климат такой, какой есть.
Москвичи всегда спешат, они очень заняты. Они постоянно борются с расстояниями, с погрешностями погоды. Вследствие этого у них больше стресса, очень часто бывает плохое настроение, они не улыбаются и не всегда готовы адекватно реагировать на мелочи, воспринимать юмор. В Москве сложнее видеться и поддерживать общение с друзьями. Здесь зачастую это нужно воспринимать как цель, как задачу. В Москве, если ты много работаешь и у тебя есть семья, само собой общаться с другими не получится.
Москва очень требовательный город по отношению к человеку. В Италии, о которой мы говорим, на улицу вышел — и уже рад. Погода прекрасная, солнце, вокруг красота. Никуда особенно не спешишь — ведь все легко можно успеть. Если говорить о стиле — одевайся как хочешь. Белое пальто — пожалуйста! В Москве и это желание быть красивым, элегантным должно быть позицией по отношению к жизни, которую надо занять и которую надо отстаивать. Мой муж — грек, и он относительно недавно поселился в Москве. Так вот, он всегда всем говорит: в Москве ты не можешь просто быть, ты можешь существовать только будучи серьезным и ответственным по отношению к своей жизни.
Сравнивать Москву с итальянскими городами…
Не считаю возможным. Даже Рим по сравнению с Москвой очень небольшой город. Всего-то около трех миллионов населения. Архитектура, климат, масштабы совершенно другие. История другая. Я обожаю Рим — город, связанный с моей семьей, с ее историей. Но как можно сравнивать собор Святого Петра с Кремлем, Трастевере с Патриаршими прудами? Я считаю, что Москву можно сравнивать только с нею самой, с той, какою она была и какой может быть.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Нравится, что постоянно улучшается ситуация с транспортом. Особенно это заметно в метро — столько новых станций открыто за последнее время. Есть ощущение, что Москву пытаются дополнительно озеленять, хотя Москва и так очень зеленый город. Все мои знакомые европейцы, которые бывают в Москве, всегда с восторгом отмечают этот факт. Москва очень чистый город, опять же учитывая масштабы, население и отвратительный климат. В Москве много строят, но многие объекты сдаются в спешке, и качество соответствующее — всегда очень расстраиваюсь, наблюдая за криво положенной плиткой на тротуарах, в переходах метро. Пока нет ощущения, что некоторые вещи делаются навсегда. Скорее, они просто делаются, как-нибудь.
Хочу изменить в Москве…
Наверное, мне хотелось бы, чтобы Москва больше не разрасталась. Хотелось бы, конечно, чтобы у властей — и у жителей — изменилось отношение к архитектурному наследию. Но я понимаю, как сложно, чтобы это произошло, учитывая то, что Москва развивается, строится и инвестиционное и экономическое давление огромное. Снести старый доходный дом и построить офисы или люксовые апартаменты — это вопрос огромных денег. На самом деле, многие города и столицы пережили нечто подобное или сталкиваются с этим. Просто это происходит не на наших глазах.
Мне не хватает в Москве…
Однозначно — свободного времени, чтобы жить полноценной московской жизнью, чтобы получать удовольствие от всего, что есть в Москве.
Мой курс для подростков в Британке «Fashion & Styling: введение в мир моды и стиля»…
Я уже давно занимаюсь модой, изучаю ее, преподаю и выступаю с лекциями перед взрослыми людьми. Необходимость создания образовательной программы «Fashion & Styling: введение в мир моды и стиля» уже давно назрела — важно формировать другое отношение к моде, к эстетике уже у 14–16-летних подростков.
Причин много. Сегодня просто невозможно находиться в стороне от моды, если ты пытаешься добиться успеха в своей профессии. Причем практически в любой сфере. Современные подростки, как и все мы, существуют в мире, в котором «картинка» очень важна. Основной способ передачи информации, коммуникации сегодня происходит именно через изображение. Кроме того, сегодня, как никогда, ценится индивидуальность. Мир моды отвечает на этот запрос современности. Для моды XXI века важны не тренды, а возможность каждого человека подчеркнуть свою уникальность. Мода сегодня — это колоссальная, активно развивающаяся индустрия, представленная очень разнообразными профессиями и сферами деятельности. Это область очень привлекательна в качестве будущей профессии.
Пример нашей образовательной программы ярко иллюстрирует тот факт, что знакомство с миром моды и стиля помогает раскрыть свой творческий потенциал. Наши студенты узнают об основах рисунка и постепенно придут к созданию скетчей и фэшн-иллюстраций. У них будет возможность творчески реализовываться в цифровой среде — создавать борды, коллажи, работая в Photoshop и InDesign. Наши ребята будут разрабатывать мудборды на заданные темы, то есть ознакомятся с процессом, который предшествует разработке модной коллекции, безусловно, очень интересным и творческим. Под руководством стилиста учащиеся будут разрабатывать образы, примут участие в фотосъемках. Наши юные студенты — это совершенно другие, новые москвичи. Уверена, что общение с модой, со стилем повлияет, и только в лучшую сторону, в том числе и на их общение с родным городом.
Начало обучения — 1 октября.
Фото: из личного архива Илектры Канестри