Об отсутствии узнаваемого образа москвича, о том, какой типаж идеально бы вписался в историческую концепцию города, и о том, в чем Москва выигрывает у Нью-Йорка.
Я родилась…
В Уфе. В Москву родители привезли меня, когда мне было 10 лет. Тогда мы жили в Останкино. Я при любой возможности удирала к бабушке и друзьям в Уфу, поскольку попала в Москве в отвратительную школу на Щербаковке, где каждый день был борьбой против злобных училок Валентропы, Руфины и Сукасаки. Но поскольку я победитель по натуре, школа пала в неравном бою: в средних классах я компенсировалась художкой на Рижской, а старшеклассницей уже успешно внештатничала в детской редакции Центрального радио, готовила публикации, необходимые для поступления на журфак МГУ, дневное отделение которого я вскоре и закончила с красным дипломом.
Сейчас живу…
Недавно поменяла Пречистенку на Патриаршие. Потому что владельцы квартиры, которую мы много лет на Пречистенке снимали, решили сами там жить. И мне пришлось наконец осилить многолетний ремонт старого семейного гнезда. Но если бы я знала, в какой вертеп превратятся тихие прежде Патрики, в жизни бы не переехала.
Пользуясь случаем, прошу московские власти повесить в нашем микрорайоне на всех углах знаки, запрещающие использование клаксона, двигателей без глушителей и «неунывающие децибеллы» в машинах с открытыми окнами. И камеры, чтобы отслеживать нарушителей: эти штрафы существенно обогатят столичный бюджет.
Люблю гулять…
Я крайне редко гуляю без дела. Но теперь, когда дешевле и быстрее дойти на встречу в центре пешком, предпочитаю выбирать маршрут, пролегающий через нетуристические кусочки, которые еще принадлежат старой Москве. Моя машина уже три года стоит во дворе, видимо, как я ее ни люблю, но придется продавать.
Мой любимый район в Москве…
Патрики по утрам. Переулки между Остоженкой, Пречистенкой, Арбатом, Гоголевским и Садовым. В районе Чистых прудов и на Сухаревке тоже пока еще симпатично.
Мой нелюбимый район в Москве…
Не скажу, что не люблю, но не в восторге от Тверской: пугают странноватый гранитный новодел, бутафорские арки и другие подобные сооружения в неожиданных местах — хочу посмотреть в глаза «дизайнерам», которые их создают.
В ресторанах…
В основном хожу в рестораны к Илье Тютенкову. Чаще всего в «Пинч». И еще в парочку за углом, но названия не скажу, поскольку обычно «модно там, где я есть». А я хочу спокойно есть свои сырники зимой и свекольник летом.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Постоянно собираюсь на Измайловский рынок, но как вспомню его декор времен моего последнего визита туда, так беру билеты в столицу антикваров Брюссель, там все как-то проще.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Не существует узнаваемого образа москвича, у нас очень сильное визуальное расслоение типажей. Те, что стилистически вписались бы идеально в историческую концепцию города, как правило, относятся к категории новейших покорителей столицы. Создать типический портрет москвички, столь же узнаваемый, как, например, образ парижанки, очень сложно. Это, скорее, целая коллекция образов. Как раз сейчас собираю ее для своего нового международного модного проекта.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Много что. Люди красивее, еда вкуснее, город чище, пространства больше… Да что там глобальные примеры приводить. Возьмите мелочь какую-то, например маникюр, и попробуйте найти московский уровень услуги в этих городах. Тоже из элементарного: посмейте прилететь в Европу ночью и проголодаться… Или, не дай бог, заболеть в Америке и попасть в местную скорую помощь. А кому не нравятся наши дороги, желаю проехаться на такси из аэропорта Кеннеди в центр Манхэттена — сразу прикусят языки в прямом смысле слова.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Мне нравится, что исчезла наружная реклама. Мне не нравятся плитка и зимние химикаты, которые портят обувь. Мне нравится новый уровень чистоты. Не нравятся все эти странные декоративные сооружения, которыми буквально забиты бульвары, скверы, площади и улицы в центре — не понимаю, зачем портить таким переизбытком разностилья успешную современную городскую среду. Мне нравятся обновленные парки. Не нравится сужение проезжей части и неудобное для горожан изменение разметки движения. Мне нравится, что появилось много симпатичных маленьких кафе и ресторанчиков. Не нравится, что московские дизайнеры не могут позволить себе открывать бутики из-за высокой аренды.
Хочу изменить в Москве…
Я скучаю по старым московским таксистам, которые знали названия улиц без навигатора и выстраивали маршрут без помощи пассажира. И прошу, верните мне мои рогалики и французские булки! Почему-то в городе позакрывались обычные булочные с классическим ассортиментом хлеба, а ведь «хлебы» всегда были визитной карточкой Москвы.
А еще я уверенно считаю, что мэрия просто обязана сделать специальные арендные ставки в принадлежащих городу маленьких помещениях в центре, чтобы российские дизайнеры моды могли открывать отдельно стоящие бутики. Гости столицы очень хотят купить что-то модное на память о Москве и не знают где.
Мне не хватает в Москве…
Закона, запрещающего сносить здания старше 70 лет и существенно менять их архитектурный облик. Стильной новой архитектуры. Качественной красивой реставрации. Подземных парковок с удобным въездом и нормальной ценой.
А еще мне очень не хватает в Москве настоящего музея моды международного уровня. И хорошей школы стилистов, равной в своей области по уровню МАРХИ или консерватории — количество «сыновей лейтенанта Шмидта» в стилистической среде просто зашкаливает.
Моя Школа моды…
Работает в формате edutainment — это симбиоз терминов education и entertainment: люди развлекаются и получают новые знания одновременно. Я говорю о моде и стиле на высоком профессиональном уровне, но на понятном любому языке.
На мои мастер-классы приходят преимущественно успешные самостоятельные женщины 25–34 и 35–44 лет, которые превосходно выглядят и явно сами на это зарабатывают. Третья по значимости возрастная категория — 18–24 года. Часто приходят дочки с мамами. У меня, кстати, вообще в этом смысле аудитория уникальная. Моя ровесница, ее мама и бабушка и дочки моей ровесницы: сегодня частенько второго ребенка могут себе позволить, когда старший уже заканчивает школу, так что у меня есть весьма репрезентативная группа поклонниц от 4 лет, которые активно играют «в Эвелину Хромченко», нацепив очки «кошачьи глазки».
Перед началом мастер-класса, пока гости собираются, мы всегда устраиваем приветственный коктейль от «Золотой балки». На каждом кресле посетителей ожидают сумки с бутылочкой воды, ручкой, блокнотом и карточкой для автографов, а в перерыве в подарок — кофе Nespresso и знаменитое гумовское мороженое. В первой части мастер-класса я читаю лекцию на объявленную тему, после перерыва отвечаю на вопросы аудитории — они могут быть на самые разные модные темы, потому что их передают мне в записках, и людям не стыдно спросить даже что-то очень личное, ведь никто же не узнает, чей это именно был вопрос. Так что второе отделение с моими ответами на вопросы всегда очень веселое. А потом у нас автограф- и фотосессия.
Моя аудитория живет по принципу «самолет — это трамвай» и прилетает ко мне в Москву на мастер-классы из разных городов — Питера, Нижнего, Уфы, Казани, Бишкека, Краснодара, Новосибирска, Владивостока, Алма-Аты, Берлина, Тель-Авива… Меня потрясли девушки, которые специально приехали меня послушать из Лос-Анджелеса и из Денвера, что в Колорадо.
Сейчас мы планируем начать собственное продюсирование в российских городах-миллионниках и в мировых столицах, где есть крупные русскоязычные диаспоры. А также программируем онлайн-версию моей Школы моды.
Ближайший мастер-класс состоится…
3 декабря. Пока международный глянец занимается зимней редакционной текучкой, я расскажу все о трендах грядущего сезона в культовом демзале ГУМа на мастер-классе «Модный сезон весна-лето 2019». Приходите на Красную площадь, 3, и сами убедитесь: мода — это игра. А я понятно объясняю правила.
Мастер-класс Эвелины Хромченко «Модный сезон весна-лето 2019» состоится в демзале ГУМа 3 декабря (сбор гостей — в 17.30, начало лекции — в 18.30, окончание мероприятия — в 22.00)
Фото: Егор Берладин/Bosco di Ciliegi