По проектам с участием Нины Александровны построено 19 станций, до недавнего времени это был рекорд. Алешина проработала в институте «Метрогипротранс», который занимался проектированием московского метро, буквально всю жизнь — после окончания вуза и до своей смерти, невероятных 62 года. Почти на всех фото она с прической паж а-ля Мирей Матье, в жизни этот образ был дополнен неизменной сигаретой. Бесконечный перфекционист со стальным (раньше сказали бы: мужским) характером, про себя она говорила: «В метрострое знали — если что-то сделают по-своему, я все это разобью и уничтожу — никаких промежуточных вариантов!» Немудрено, что она десять лет фактически была главным архитектором «Метрогипротранса», то есть под ее руководством в 1980-е годы проектировались все станции. Сейчас таких людей не делают.
По биографии Нины Александровны можно изучать историю архитектуры московского метро. Она пришла на работу в институт «Метропроект», переименованный через год в «Метрогипротранс», в 1950 году. Принимала участие в проектировании станций Кольцевой линии — «Новослободской» и «Проспекта Мира» (обе — 1952). Затем с советской архитектурой случился кульбит, связанный с отказом от излишеств и переходом к фактически типовому проектированию. Нина Алешина в составе авторских коллективов проектировала совсем безликую радиальную «Октябрьскую» (1962, впрочем, у нее отличный наземный павильон), чуть более интересную радиальную «Таганскую» (1966) и «Рязанский проспект» (1966) — характерную «сороконожку», колонную станцию мелкого заложения с 38 парами колонн. На выбор у архитекторов было несколько сортов мрамора для облицовки колонн и чуть больше видов плитки для отделки путевых стен. На первой станции, где Нина Алешина выступала в качестве ведущего архитектора, «Варшавской» (1969), для облицовки путевой стены была использована плитка, сделанная по английским образцам. Плитка красивого голубого цвета со скошенными гранями создавала эффект водной ряби. К сожалению, при интеграции станции в Большую кольцевую линию ее облик был почти полностью уничтожен.
Но настоящий прорыв в оформлении «сороконожек» Ниной Алешиной был сделан в 1970-е годы, когда она нашла альтернативный, не характерный для московского метро отделочный материал. Это анодированный алюминий, то есть алюминий, подвергшийся обработке и пригодный в том числе для окрашивания. Это «Октябрьское Поле» (1972), «Щукинская» (1975), «Медведково» (1978) и «Бульвар Рокоссовского» (1990) — на каждой станции анодированный алюминий был использован совершенно по-разному.
В 1970-е в московском метро снова начали строить и станции глубокого заложения. У Нины Алешиной среди них нет ни одной проходной: «Кузнецкий Мост» (1975), решенный фактически на одном приеме — полукружии арок между колоннами, и гораздо более монументальная (все-таки название обязывало) «Марксистская» (1979). Дальше в ее проектах начали проступать черты постмодернизма: «Чертановская» (1983) — оммаж Алексею Душкину и его станциям «Кропоткинская» и «Автозаводская», «Менделеевская» (1988) со светильниками в виде кристаллической решетки. Последняя станция — самая декоративная среди ее работ — «Чкаловская» (1995) уже тяготеет к модерну.
После окончания проектной деятельности Нина Александровна еще почти два десятилетия работала в институте «Метрогипротранс», готовила материалы для постановки станций на охрану и писала книгу, посвященную метро. Она перебралась из собственного кабинета в небольшой закуток в углу большой комнаты и все так же курила прямо на рабочем месте, игнорируя ограничения и запреты. Алешина проработала в «Метрогипротрансе» до своей смерти 17 ноября 2012 года в возрасте 88 лет.
Фото: Свищев/«РИА Новости», Алексей Народицкий/narodizkiy.com