А если мем вдруг на анекдот налезет — кто кого сборет?
«А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!» Откуда эта фраза? Кто-то ответит: «Это же из “Двенадцати стульев”». Другие: «Много раз слышал, откуда, не помню». Те, кто помоложе, усмехнутся: «Окей, бумер».
«Цитаты из произведений литературы или фильмов объединяют русских людей. Это часть нашего культурного кода, — рассказывает писатель и журналист Артем Попов. — Чтобы долго не объяснять мысль, достаточно привести известную цитату, и все станет всем ясно. Они сокращают речевые усилия, экономят наше время».
«Цитаты точно выражают эмоции и переживания, создают ассоциативное поле, погружая в контекст культуры», — поясняет доктор филологических наук, профессор Галина Козубовская.
«Неплохо, а кто это сказал?» — «Я только что»
«Еще до возникновения письменности люди цитировали своих предшественников, передавая мифы, предания и легенды предков новым поколениям, — рассказывает кандидат философских наук Борис Гайдин. — Распространение письменности, конечно, кардинально все изменило. Теперь у “грамотеев” появилась возможность узнавать, переосмысливать и делиться различными идеями, отбирать наиболее яркие изречения, опираясь “на плечи гигантов”. Многие из таких высказываний дошли до нас уже в статусе крылатых выражений».
Кстати, цитаты иногда путают с афоризмами — выражениями, в которых заключена народная мудрость. В большинстве случаев у афоризма нет автора, с цитатами все наоборот, авторство — их главный их признак. Но иногда цитаты за исключением художественных произведений имеют непростую судьбу. Искажается смысл оригинальных изречений, к примеру, древнегреческого политика и поэта Хилона «О мертвых либо хорошо, либо ничего» (цитата имеет малоизвестное окончание «… но ничего, кроме правды»). А уж про «цитаты» из речей исторических фигур и говорить нечего. Особенно не повезло Бисмарку и Черчиллю, от имени которых ходят сотни фальшивок. Что уже породило мем «Проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность (с) В. И. Ленин». Впрочем, о мемах чуть позже.
Если человек использует цитаты, это...
«… говорит о начитанности, знании кинематографа, — считает Артем Попов. — Вряд ли человек, который знает цитаты, афоризмы, плохо владеет языком. Цитаты украшают речь. Они говорят о языковой культуре человека».
Существует и другая точка зрения: человек, сыплющий цитатами по поводу и без, не умеет выражать мысли самостоятельно: «Иногда цитирование — показатель эрудиции, иногда — поверхностности», — утверждает Козубовская.
«Если человек способен в подходящий момент процитировать какое-либо литературное произведение, фильм, спектакль, то, безусловно, это говорит об уровне его культурного багажа, — утверждает Борис Гайдин. — Но полагаю, что везде должна быть мера. Когда человек не может выразить мысли своими словами, а сыплет цитатами как из пулемета, то едва ли он будет приятным собеседником: если я начну говорить с родными, друзьями и студентами одними выражениями из произведений Шекспира, Сервантеса, Пушкина и Достоевского, то, боюсь, они сочтут, что я сошел с ума».
Вовочка родом из XVIII века
Наряду с цитатами существует еще один способ емкого выражения эмоций — анекдоты. Считается, что анекдоты, как и афоризмы, продукты народного творчества. «Анекдот — сложный жанр, уникальный. К сожалению, малоисследованный. Ряд из них родился из народных баек», — рассказывает Артем Попов.
Но не все. «Анекдот в современном понимании не следует путать с так называемым литературным анекдотом, который был довольно популярным жанром в XVIII–XIX веках. Тогда анекдотом называли небольшой рассказ о невероятном инциденте из жизни какой-либо исторической личности», — поясняет Борис Гайдин.
Но, пойдя в народ, жанр стал грубее, пошлее и приобрел фольклорных персонажей вроде Вовочки. На вымысел как характеристику анекдота указывает Галина Козубовская: «Один из источников [происхождения анекдотов] — охотницкие завиральные истории, попытка выглядеть ловчее и удачливее».
«Психика человека так устроена, что ей постоянно необходимы перезагрузки. И один из способов — смех. Поэтому немудрено, что люди еще в древние времена начали придумывать короткие рассказы с остроумной развязкой, которая заставит смеяться», — говорит Борис Гайдин.
О том, что шутки и юмор в принципе ограждают от затрат на сильные, порой неприятные, эмоции, писал еще Фрейд: «Суть юмора состоит в ослаблении наших порывов, к которым подталкивает ситуация: мы шуткой отделываемся от проявления этих “неудобных” чувств».
В анекдотах нашли воплощение «запретные» (иногда) темы, считает психолог Сергей Ениколопов. Это шутки про политиков, национальности, сексистские высказывания про «тупых блондинок». Однако у них есть срок годности: популярные в советское время анекдоты про «француза, немца и русского» сегодня у молодежи не в обиходе, а шутки про «вредную тещу» эпохи коммуналок уже попросту непонятны.
Мемы: вирусы или элемент культуры?
Если в вопросе цитат молодые люди оказываются дилетантами, то в мемологии профаном себя может ощутить каждый бумер. «Борщ с капусткой, но не красный», «Наташ, вставай?», «Как тебе такое, Илон Маск?», «Ну умер и умер» — неполная база, с которой едва ли знакомы те, кому сейчас за 50.
Как анекдоты и цитаты, мемы тоже единица культурной информации, а не просто смешные картинки в интернете. Существует даже отдельная дисциплина по их изучению — меметика, зародившаяся еще в 1970-х. Мемы в своих трудах рассматривали Дуглас Рашкофф и Ричард Докинз: первый объяснял их возникновение переходом общества в эпоху инфосферы, второй сравнивал их по значимости с генами.
Существует точка зрения, что со временем контент упрощается: «Многие, особенно представители молодого поколения, просто уже не могут жить без картинки или видеоряда. Перекодировать письменный текст — прочитать и понять его — для них сродни мучению. Видимо, поэтому так и популярны интернет-мемы», — полагает Борис Гайдин.
Однако помимо визуальных мемов (фото и видео) существуют аудиальные (звуки, музыка) и текстовые — это требует основательного погружения и понимания контекста.
В отличие от анекдотов для большинства мемов контекст их употребления не так важен — для описания одной ситуации можно подобрать несколько смешных картинок, а для описания ряда ситуаций может подойти и одна, как в популярной настольной игре «Какой ты мем?». Возникая в контексте, мем со временем от него очищается, оставаясь цитатой, выражением лица, позой или аудиорядом — это позволяет им быть проще, но практичнее анекдотов.
Мемы vs цитаты и анекдоты
Вытеснят ли мемы анекдоты и цитаты? По мнению Гайдина, это маловероятно: «С моей точки зрения, мемы едва ли обладают потенциалом заставить людей забыть про анекдоты и цитаты. Мемы, словно микробы и вирусы, борются между собой, их жизнь часто очень короткая, многие из них быстро распространяются, но проходит время, и их уже мало кто помнит».
Создатель и главред сайта anekdot.ru Дмитрий Вернер считает, что вытеснение анекдотов уже произошло: «Мемы — это анекдоты XXI века. Благодаря интернету изменилась форма — теперь можно делиться не только словесными шутками, но и картинками, видео».
«Можно сказать, что анекдоты свойственны старшему поколению, мемы — молодым, — поддерживает это мнение Артем Попов. Но добавляет: — Цитаты вечны. Хочется верить в это».
Если это и вправду так, то мы без труда вспомним, из какой книги взята слегка переделанная цитата, вынесенная в заголовок статьи. Впрочем, сам автор вспомнил не сразу.
Иллюстрация: кадр из телефильма «12 стульев»