Тотальный диктант уж отшумел, проклятия и благодарности сыплются на голову автора все реже, не за горами закрытие сезона — финальная диктовка на книжном фестивале «Красная площадь». Самое время подвести итоги. Писатель, автор Тотального диктанта-2024 и постоянный автор «Москвич Mag» Анна Матвеева рассказывает о том, что ее удивило во всей этой истории, частью которой она стала ровно год назад.
Тотальный диктант на самом деле не один. Их, как выяснилось опытным путем, несколько. Я имею в виду не «конкурирующие фирмы», которых с каждым годом становится все больше, а те оригинальные тексты, которые автор должен предоставить филологическому совету ТД в течение года. К основному диктанту из четырех частей (четыре их потому, чтобы уральцы не имели возможности списывать у дальневосточников, а москвичи — у сибиряков) добавляются несколько демодиктантов и специальный детский текст для участников в возрасте 7–10 лет. В прошлом году детский ТД впервые провели в Москве, в этом, юбилейном, году (диктанту — 20 лет) его писали на площадках во многих российских городах.
Автором диктанта невозможно стать по знакомству, за деньги или еще каким-то сомнительным способом. Это как любовь — она или есть, или ее нет. Да это, в общем, и есть любовь. ТД — дивная волонтерская история с небольшими вкраплениями спонсорской помощи и мерцающим светом редких грантов. За прошедший год вместе с диктантом я побывала в десятке городов, познакомилась с координаторами, работающими в Сочи, Нижнем Тагиле, Омске, Уфе, Петербурге и т. д. Это прекрасные и очень разные люди, у которых есть и кое-что общее: все они работают во благо ТД совершенно безвозмездно, то есть даром. Стяжатели в ТД не задерживаются. И да, автору за тексты тоже не платят. Я и не ждала, хотя деньги люблю.
Все, что связано с ТД, окутано тайной — и это чистая правда. Современный человек давно утратил искусство хранить интригу, мы с утра до вечера только и делаем, что демонстрируем окружающим подробности собственной жизни — вот моя котлета, вот мой дом родной, а вот и я сам на тридцати пяти фотках. Но диктантщики все-таки умудряются не раскрывать имен, явок, паролей и адресов вплоть до пресловутого часа икс — объявления фамилии автора, выбора столицы ТД (это каждый раз новый город, мне выпал Томск) и, собственно, диктовки. Ох, сколько раз меня просили «скинуть текст» — и это еще до 20 апреля, когда 1 294 401 человек принялись писать ТД! После началась уже просто какая-то вакханалия: мои личные страницы в соцсетях были завалены требованиями (даже не просьбами) немедленно выложить оригинал. А когда меня объявляли автором — это происходило в Нижнем Тагиле, столице ТД прошлого года, — я не должна была покидать гостиницу, пока не разрешат. Так что когда я шучу, что в Тагил меня привезли тайными тропами с мешком на голове, это лишь наполовину шутка…
Мне вся эта таинственность очень нравится. Она добавляет жизни красок, недоступных в прозрачном мире соцсетей, где все мы предсказуемо и скучно плаваем на поверхности.
В этом году впервые писал ТД искусственный интеллект — и я горжусь, что эта честь выпала именно моему тексту «Дорогой дневник» (его второй части). Программа под названием «Писец» (говорят, что в будущем ее планируется использовать помимо прочего в качестве замены стенографистам в суде) приятно удивила своих разработчиков. Дело происходило в Новосибирском государственном университете, ИИ справился с заданием на оценку где-то между тройкой и четверкой. «Писец» не смог правильно написать те слова, которые плохо расслышал, но с грамматикой справился вполне удовлетворительно. Из 276 слов он пропустил 6 и 7 услышал (а соотвественно, и написал) неверно (вместо «наивысшего» — «наявившего» и т. д.).
От дикторов зависит очень многое — как говорят наши координаторы, если вам нужна пятерка, не стремитесь записаться на площадку к звездным диктующим — лучше идите в ближайшую школу, где диктуют учителя начальных классов. Звезды — актеры, певцы, писатели — часто озабочены собственной личностью больше, чем текстом (и это нормально, они ж селебы!), поэтому не всегда делают акценты в нужных местах. А вот учителя — эти святые люди! — диктуют с полным пониманием задачи. Другое дело, если вам интересно поглазеть на звездного читчика (в Питере в этом году диктовали Боярский и Водолазкин, в Москве — Яна Чурикова, Арина Шарапова и другие) — тогда вперед. Звезда звезде тоже рознь.
Площадки, где диктуют ТД, с каждым годом все разнообразнее. Меня привлекло несколько локаций — депо «Аэроэкспресса», павильон «Рабочий и колхозница», главный офис «ВкусВилла» в Москве и пивзавод «Балтика» в Петербурге. На пивзаводе вроде бы обещали провести для некоторых участников экскурсию после диктанта. Надеюсь, была дегустация.
Стремление некоторых участников получить непременную пятерку на ТД выглядит несколько странным, впрочем, еще более странной выглядит обида на весь белый свет (и на Тотальный диктант в придачу), если желаемое не сбылось. Я прежде наивно полагала, что участники диктанта — любители русского языка и ценители отечественной изящной словесности — не станут унижаться до выяснения отношений с филологическим советом ТД и тем более с автором текста. Но, получив пару сообщений, изобилующих разного рода оскорблениями и обсценной лексикой («какого… ты… написала такой сложный диктант» и пр.), поняла, что ошибалась. Наши любители русского языка за табуированным словом в карман не полезут! И какими-то там правилами хорошего тона они уж точно не заморачиваются.
Сложно или нет — мнения по поводу диктанта-2024 разительно отличались. Как и оценки. Кстати, те, кто высокомерно заявлял, что текст простенький, жаловались впоследствии на тройки. Мнение филологов было таким: орфография нетрудная, пунктуация зубодробительная. Но это же не моя личная пунктуация — это пунктуация русского языка! К тому же из-за авторских знаков, подпортивших картинку некоторым участникам, итоговая оценка не снижалась: об этом неоднократно говорил наш прекрасный Владимир Пахомов, председатель филологического совета Тотального диктанта. Жаль, что в соревновательном пылу его не все расслышали.
Ну и замечание по поводу «простой» орфографии — очень и очень многие участники юбилейного диктанта не справились с написанием таких привычных слов, как «маскарады» и «катки», что уж тогда удивляться ошибкам в словах «эпистолярный» (были варианты «эндустриальный», «и пистолярный») или «интродукция» («интригуция»)! На мой взгляд, текст был средней сложности, и, кстати, писался он специально для Тотального диктанта, а не был выдернут из какой-то текущей работы.
Ева Даласкина — главный персонаж мифологии Тотального диктанта, встречи с которой с нетерпением ждут каждый год как его участники, так и авторы. Ева родилась в 2015 году, когда кто-то из дикторов сказал: «Сейчас мы напишем текст Е. Водолазкина», а кто-то из участников написал «Ева Даласкина». Вот тогда-то она и вышла из пены чернильной, эта старательная, но не слишком образованная и плоховато слышащая дама, которая каждый год создает альтернативный текст Тотального диктанта, составленный из описок, ослышек и ошибок, допущенных участниками со всего мира. Любимые перлы, конечно, это «бабушка удавилась бы» (в оригинале — «бабушка удивилась бы») и «котом я и в самом деле выросла» (вместо «потом»). Я, кстати, предлагала не снижать балл за первую ошибку, так как она по-своему логична. А вот с другими дело обстоит несколько хуже: «каникулы в поместье» это все-таки не «Калигула в подъезде», да и «одночасье» явно не «односчастье», хотя неологизм сей следует признать поэтичным. Ева вообще на свой лад довольно талантлива, ну а по части умения развеселить приунывшую в связи с отсутствием пятерок публику ей и вовсе нет равных.
Автором Тотального диктанта писатель может стать только раз в жизни. Мне немного грустно, что такое больше не повторится, пусть даже наши замечательные диктантщики — Владимир Пахомов, Ольга Суслова, Вячеслав Беляков и другие — убеждают меня в том, что бывших авторов у них не бывает. Ведь настоящая любовь, как все помнят, «никогда не перестает».
Фото: Илья Питалев/РИА Новости