search Поиск
Алексей Агуреев

Бизнесу, который делает свою работу плохо, сочувствовать не получается

4 мин. на чтение

Из каждого утюга последнюю неделю потоком льются рассказы о сложностях и трудностях мало-среднего бизнеса. Но с недавних пор я перестал им сочувствовать. Уж больно эти публичные выкрики идут вразрез с личным опытом.

Я «индустриальный пиарщик», домом которого на годы стали гостиницы при промплощадках. Но каждый раз, оказываясь на более или менее долгое время в Москве, я пытаюсь заняться домашними делами — технику обновить, кафель поправить, книжные полки наконец-то соорудить, да и много чего по мелочи сделать надо в московской квартире. У самого меня руки растут не оттуда, откуда надо, а потому рванул я на бескрайние просторы интернета, чтобы найти «рукастых мужичков», а лучше — небольшую компанию, чтобы взялась она за все сразу.

То, что у нас картинки в инстаграме и реклама по ТВ сильно отличаются от реального положения вещей, в курсе любой россиянин. С меня же последнюю «пыльцу невинности» сдула попытка купить и установить посудомойку и электроплиту. Брать решил в самом крупном и продвинутом магазине бытовой техники, чтобы быстро, четко и сразу с доставкой и установкой.

Но не поверите — оформление покупки заняло не меньше двух часов. Сначала мне не могли посчитать скидку, потом найти на складе то, что мне понравилось, потом нашли, но другого цвета, потом потребовалось пересчитать общую сумму, так как скидку все-таки опять не включили. Ну просто идиотизм какой-то, решил тогда я, усиленно держа себя в руках.

Как мало я знал тогда об идиотизме. Настоящий-то, махровый идиотизм пришел в мой дом дней через пять вместе с двумя грузчиками. Эти бодрые ребята не поленились поднять мне наверх две тяжеленные коробки, а потом не менее бодро потребовали денег за установку. Мои попытки показать оплаченные еще в магазине счета и за доставку, и за установку были отвергнуты. Мотив: при оформлении покупки мне вместо установки одной электроплиты и одной посудомойки вписали установку двух электроплит. Сердобольные грузчики предложили выход: либо они все сейчас увозят, либо мне надо наликом доплатить за установку второго предмета, а потом требовать свои уже заплаченные ранее деньги с магазина.

Мои жалкие потуги предложить грузчикам связаться с их руководством и решить вопрос в пользу покупателя не выдержали критики современных биндюжников: «Вам надо? Вы и звоните, а у нас конторы разные».

Я человек обычно спокойный. Но тут меня достала эта наглая разводка: я отказался платить, сказал грузчикам забрать эти коробки и валить и засел на телефон. Разруливание ситуации заняло около трех недель.

Так что я даже не сильно удивлялся, когда в другой раз и с новой проблемой, обзвонив с десяток мелких фирм, позиционирующих себя в инстаграме как специалистов по ремонту санузлов, в девяти из них мои предложения дать им работу встретили лишь веселый детский смех. Мне доходчиво объяснили, что подряд берется только на всю ванную целиком, а моя мелочевка их совершенно не интересует.

Такая же судьба ожидала меня в мебельных и столярных мастерских. У меня сломалась всего лишь ножка стула из «Икеа» — так вот, оказалось, что днем с огнем не найти желающего на обычном станке (типа того, что стоял в любой советской школе в кабинете труда) выточить элементарную болванку и взять за это с меня деньги. Кругом, куда ни плюнь, элитные мебельщики-краснодеревщики, которые таким примитивом свой талант не унизят.

Зато, понадеялся я, мне повезет со стекольщиками и стеклодувами, ведь наконец-то я был готов поставить перед ними по-настоящему интересную задачу, бросить, так сказать, реальный творческий вызов их профессиональной гордости. Дело в том, что у меня есть две настольные лампы типа «под Тиффани», и у каждой из них разбилось-отвалилось по «лепестку».

Стеклодувы мне в ответ дружно рассказали, в каком направлении мне лучше двигаться, чтобы никогда им больше на дороге не попадаться. У стеклодувов оказались дорогие мастер-классы с желающими обучиться этой редкой профессии, а у моих ламп «лепестки» оказались цветные и изогнутые, и вообще сами лампы не той системы, прямо как гранаты у Верещагина.

Добил меня общепит: поддавшись рекламе «Лучшие хинкали! Платите за 5 — получите 6!» с доставкой по всей Москве, я таки позвонил в указанный ресторан. «Ваш заказ доставят через 4 часа!» — чуть ли не вместо «здрасьте» поприветствовал меня полный гостеприимства голос. В тот день у них оказалось слишком много заказов. Как и в несколько последующих дней, когда уже чисто ради эксперимента я пытался-таки получить свой бесплатный хинкаль.

Конечно же, в итоге я нашел все, что мне нужно, включая хинкали (но в другом месте). Но и мнение у меня сложилось вполне определенное: весь этот мало-средний бизнес неплохо научился поднимать в интернет-выдаче ссылки на свои компании. Но, пожалуй, это все, что он научился делать неплохо. А вот желание помочь потенциальному клиенту решить его проблему остается практически на нуле. В результате все тем или иным способом перекладывается на потребителя, отношение к которому слишком часто напоминает первое правило советской продавщицы: «Вас много, а я одна».

Мы люди из Советского Союза, и нас мало чем удивишь. Навыки живы, и после всех этих (и многих других) приключений у меня появились свой плиточник, сантехник, часовщик, электрик, столяр, даже стеклодув и т. д., и т. п. Это не компании, это частные люди, которых я нашел методом проб и ошибок. Но в чем тогда смысл капитализма, если мы снова вернулись к тому, что было в СССР?

Фото: shutterstock.com

Подписаться: