Детокс или откат в прошлое? Как отключения мобильного интернета изменят жизнь москвичей
Отключения интернета на сотовых телефонах стали уже обыденностью. Из-за этого часто не проходят платежи и зависают популярные цифровые сервисы — такси, доставка и онлайн-магазины. Все чаще быстро подсевшие на блага электронной цивилизации москвичи оказываются подвешенными в воздухе и неизвестности. С одной стороны — цифровой детокс, с другой — разрыв социальных связей и вынужденное возвращение в почти доинтернетную эпоху.
По данным проекта «На связи», регулярно интернет-шатдауны в разных субъектах начали наблюдаться с начала мая, а к середине июня отключать связь стали уже каждый день. По подсчетам экспертов, уже в первой половине июня таких перебоев было больше, чем за весь 2024 год. Первые масштабные сбои операторов связи в Москве официально объяснялись «обеспечением безопасности в связи с подготовкой и проведением» военного парада на Красной площади. Теперь власти объясняют отключения «соображениями безопасности», связывая меры с атаками БПЛА и призывая граждан «отнестись с пониманием» к этим «временным мерам».
Как считает специалист по кибербезопасности Сергей Белов, причина шатдаунов связана с активизацией украинских БПЛА, операторы которых якобы используют базовые станции сотовой сети. Одновременно, полагает он, «у государства дозрела инфраструктура фильтрации трафика, позволяющая точечно глушить только мобильные данные, а не весь интернет». «До этого цена отключения считалась несопоставимой с пользой, но к майскому юбилею Победы, когда в Москву приехали иностранные лидеры, риск атаки дронов перевесил», — полагает специалист.
С тех пор москвичи и жители других регионов жалуются на неработающие сервисы и приложения. Судя по сводкам сервисов «Сбой.РФ» и Downdetector, Москва до сих пор находится в числе лидеров по количеству обращений. У одних пользователей во время перебоев мобильный интернет кое-как подключается, у других не работает совсем. Приложения магазинов, доставок, каршеринга и такси массово извиняются за некорректную работу, сами сервисы ожидаемо переходят в режим коллапса, цены на такси взлетают. Абонентам мобильной связи советуют пользоваться вайфаем. У кого такой возможности нет, вынуждены ждать, когда все наладится.
«Угроза в связи с отключением мобильного интернета распространяется на все сферы бизнеса, — объясняет в беседе с “Москвич Mag” блогер и специалист по кибербезопасности Сергей Вакулин. — Есть магазины и супермаркеты, у которых интернет не проведен при помощи оптического кабеля, они используют, например, роутер с сим-картой для обслуживания кассовых аппаратов. Если отключат мобильный интернет, то все покупатели столкнутся с проблемой при оплате картой или смартфоном».
Программист и сотрудник службы цифровой безопасности одной из московских компаний Иван Григорьев полагает, что для большинства отключения мобильного интернета вряд ли ощутимы в отличие от бизнеса. Но есть нюансы: «Кроме отключения от информпотока это мало чем грозит [обычным абонентам]. Есть электронные платежные системы, завязанные не на телефоны, а на самые обычные карточки той же системы “Мир”. Есть целый ряд других электронных систем, опять же не заточенных на электронную коммерцию с помощью смартфонов. Иными словами, для граждан это будет неприятно, но не смертельно. Но другое дело — бизнес и интернет-торговля. Вот тут потери могут быть довольно большими. Но у крупных компаний, по идее, должны быть обходные пути. Они не обязаны выполнять свои операции с безусловной привязкой к мобильному интернету. Однако из-за его удобства — особенно это касается транспорта, логистики и маркетплейсов — многие операции ушли в онлайн. Опять же для целого ряда компаний развернута облачная инфраструктура. То же касается целого ряда финансовых компаний — от обычных банков вплоть до проведения платежей по ЖКХ-платежкам. То есть косвенно это может коснуться и рядовых граждан. И довольно сильно».
IT-аналитик и автор тематического телеграм-канала «Запасной аэродром» Илья Вайцман в беседе с «Москвич Mag» более категоричен. Он уверен, что регулярные отключения мобильного интернета грозят снижением качества жизни и ростом затрат: «Одни и те же операции теперь потребуют большего времени, а цены на ряд услуг существенно возрастут. Плюс практически гарантировано постоянное стрессовое состояние — невозможно угадать, получится в данный момент (или в будущем, когда надо будет) воспользоваться необходимым сервисом или нет. Крайне желательно иметь в карманах запас наличных, чтобы не оказаться в глупом положении, если внезапно окажется, что невозможно заплатить карточками».
Илья Вайцман прогнозирует в первую очередь рост цен на такси и доставку, потому что мобильный интернет позволял существенно сократить холостые пробеги: «Сейчас же после выполнения заказа таксисту или курьеру нужно будет как-то еще суметь получить новый. Вручную позвонить диспетчеру и доложить, что свободен, нахожусь там-то и там-то, после чего ждать заказа на месте? В системе с десятками тысяч такси я даже не знаю, сколько операторов нужно будет посадить на эту систему. Теоретически есть возможность создания автоматизированной системы на основе СМС-сообщений, но ее еще никто не написал и за нее еще придется отдельно заплатить».
Говоря об онлайн-маркетах, Вайцман полагает, что эта сфера вряд ли сильно пострадает: «Импульсивные покупки с мобильной связи вряд ли критичны, а если человеку что-то надо, то он и из дома закажет. Что касается банкинга, то зачем вам мобильный банкинг, если нельзя понять, кому и за что платить? Потерпите до вайфая, там видно будет. Оставили бы хоть минимальную полосу для текстовых мессенджеров и всяких сервисов, но куда там… »
На самом деле все началось еще задолго до мая 2025 года. Мало кто не сталкивался с глюками GPS-навигации, особенно в центре города, рядом с разными властными институциями и прочими чиновничьими учреждениями, когда ты физически находишься, например, на Охотном Ряду, а онлайн-карта показывает, что где-нибудь в деревне Собакино. Пример таких недоразумений приводит Сергей Вакулин, полагая, что во время шатдаунов проблема только усугубится: «Как-то я вызывал такси при помощи приложения, но аж целых три водителя приезжали не в то место, где я находился, а в то, которое автоматически определяла геолокация. А определяла она то в одной точке, то в другой, то в третьей. Пришлось вбивать адрес вручную, посмотрев на табличку с названием улицы и дома. Эта проблема затронет не только клиентов в случае отключения мобильного интернета, но и водителей, которым интернет необходим как для принятия заказов, так и для навигатора».
Проблемы такого порядка стали уже притчей. Недавно в Москве даже появилась новая профессия «живой навигатор». Интересно, как изменится жизнь горожан, если постоянно отваливаться будет не только GPS, но и мобильный интернет. Придется ли москвичам забыть про удобные сервисы и умный город?
«Ничего хорошего не будет, потому что отключение мобильного интернета — большой шаг назад, — полагает Илья Вайцман. — Все, к чему уже привыкли люди, будет работать плохо и только там, где есть вайфай. Причем только если обе стороны на связи. А появление новых Сусаниных (“живых навигаторов” и им подобных. — “Москвич Mag”) маловероятно. Все навигаторы поддерживают работу с предварительно скачанными картами, как, собственно, и было до эпохи мобильного интернета. Я еще в первой половине 2010-х накатывал тысячи километров по стране, предварительно закачав карты в навигатор, это не проблема. Конечно, это не так удобно, как с онлайном, хотя бы уже потому, что не видны пробки, но ехать можно. Если маршрут короткий, то можно предварительно построить оптимальный маршрут, пока ловится домашний вайфай, но если вы в пути какое-то значимое время, то будут сложности. Изменения дорожной обстановки узнать будет невозможно. Полагаю, что всякие “авторадио” могут начать регулярные сообщения о пробках голосом, в эфире. Ну хоть как-то… »
Программист Иван Григорьев полагает, что тут все зависит от того, будет ли в условиях перманентных шатдаунов развернута полноценная локальная интранет-инфраструктура на замену имеющейся мобильной: «В целом непреодолимых инженерных проблем перенаправить трафик на самом деле нет. Однако это потребует массы средств, времени и сил. Еще было бы неплохо, чтобы были какие-то пилотные проекты, в рамках которых бы тестировались эти “импортозаместительные” решения. В противном случае попытка развертывания в любом регионе кончится локальным коллапсом. И, собственно, если государство вдруг решит потратить в совокупности “лишние” пару сотен миллиардов иностранных евро-американских денег и несколько лет, то да — это может получиться. И особого ущерба не будет. В противном случае любой возможный коллапс в любой возможной сфере».
Еще одна загвоздка заключается в том, как перебои с интернетом отразятся на операторах связи и их тарифной политике. Ведь, как отмечает Илья Вайцман, если шатдауны или даже полное отключение мобильного интернета станут нормой, спрос на большие пакеты трафика начнет падать: «Зачем платить за то, чем невозможно воспользоваться? Брать будут минимальные, самые дешевые. А вдруг получится вызвать такси с улицы? Так что доходы операторов в этой части будут падать (но встречно это позволит им экономить на модернизации сетей. Зачем, если все равно нет трафика?). С другой стороны, я допускаю и выгоду для них, если люди будут вынуждены уходить из безлимитных голосовых звонков и сообщений в мессенджерах в обычную (платную) телефонную связь и СМС. Так что тут еще надо будет посмотреть, потеряют ли они на пакетах больше, чем заработают на традиционной связи».
В любом случае, полагает Вайцман, при сохранении текущей ситуации снижение скорости и качества (или отставание в развитии) связи, как проводной, так и мобильной, неизбежно из-за невосполняемой деградации оборудования и невозможности, а также дороговизны модернизации: «Те же самые базовые станции уже три года обещают вот-вот начать производить, но сроки массового выпуска постоянно “сдвигаются вправо”. Импортные же стоят дорого, даже китайские. Китайцы понимают рынок и, став монополистами, своего не упускают. Такая же ситуация с серверным оборудованием, сетевыми системами и системами хранения данных. То, что называется отечественными серверами, это такое… “отечественная сборка” из импортных компонентов с шильдиками. В РФ не производятся ни процессоры, ни память, ни материнские платы, ни микросхемы для SSD, а про HDD и речи нет. Я даже в блоках питания серверного класса и корпусах не уверен».
Сергей Вакулин более оптимистичен. По его мнению, отключения мобильного интернета «на долгое время не сохранятся, поскольку это доставляет дискомфорт». Он добавил, что в крайнем случае обойти ограничения можно путем изменения настроек в мобильных данных и переключения с режима 4G или LTE на 3G. Но это, как ни крути, откат назад. Так что остается только надеяться, что мы в этой нестабильной реальности не навсегда.
Фото: кадр из фильма «Послезавтра», 2004