search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Добро пожаловать в сферу, которой пандемия только помогла

, 4 мин. на чтение
Добро пожаловать в сферу, которой пандемия только помогла

Прошлый год приучил нас заказывать еду, покупать одежду, спортивный инвентарь или товары для ремонта (простите, соседи) не выходя из дома, а еще смотреть голливудские премьеры, учиться и даже ходить на вечеринки онлайн. Конечно, мы многое из этого делали и раньше, но пандемия ускорила цифровизацию жизни. Мир разделился на тех, кто доставляет и кому доставляют. А еще на тех, кто работает и не работает в IT.

На ежегодной конференции YaC, в этом году прошедшей в формате фильма-интервью, журналист Алексей Пивоваров спросил управляющего директора группы компаний «Яндекс» Тиграна Худавердяна, как «Яндекс» пережил пандемию по сравнению с другими сферами бизнеса, на что Худавердян, не лукавя, ответил: «Грешно жаловаться». IT-компании и цифровые сервисы считаются наименее пострадавшими бизнесами в пандемию, но работы в них заметно прибавилось: наем на карантине в IT практически не останавливался. К тому же IT-компании с их гибкими системами управления командами, развитой коммуникацией и отсутствием жесткой привязанности к офисной инфраструктуре быстрее и легче освоились на удаленке. В офис в IT ходят скорее из личного желания, нежели из большой необходимости присутствовать очно, хотя, по словам Худавердяна, «людям проще созидать, когда они вместе, а в зуме созидать сложно». Сергей Пономаренко, исполнительный директор EORA Dialog Systems, уверен, что удаленная работа не мешает рабочим процессам и к тому же помогает оптимизировать расходы: «Почти все технические специалисты нашей команды работают удаленно из Иннополиса под Казанью, а после самоизоляции менеджерский состав также не вернулся в офис».

«Главный хантер Рунета» Алена Владимирская на своей странице в фейсбуке пишет, что «каждому карьерному консультанту по 20 раз за неделю прилетают запросы “я хочу работать в “Яндексе”, помогите туда попасть”». Правда, уточняет Владимирская, в процессе общения с кандидатом выясняется, что под «хочу в “Яндекс”» подразумевается «хочу работать в нестыдной компании» с хорошей зарплатой, с интересными задачами и личной ответственностью.

IT — остров спокойствия в море пандемического безумия, сулящий хотя бы понятную и стабильную жизнь. Но, главное, обещают, что места найдутся всем желающим: РБК пишет, что в России сегодня не хватает 1 млн специалистов в IT. По данным «Хабр Карьеры», медианная зарплата в IT сейчас — 108 тыс. рублей. В Москве зарабатывают в среднем 150 тыс. рублей. Причем за последний год ситуация как минимум не стала хуже. «Уровень зарплат не снизился: крупные компании и экосистемы по-прежнему нуждаются в грамотных специалистах middle- и senior-уровней и просто разработчиках», — комментирует Дарья Бондарская, консультант по управлению талантами и руководитель HR-агентства HireNow.

В IT теперь берут и без дипломов мехмата МГУ, Физтеха или Бауманки, но рост спроса на стажировки, профильные курсы, онлайн-школы и приложения-тренажеры по языкам программирования показывает, что люди ради более перспективной работы готовы переучиваться. «Прирост новой аудитории у нас постоянный, но на карантине уже пришедшие пользователи стали значительно больше учиться. В мае по сравнению с февралем количество законченных уроков выросло в 1,8 раза», — комментирует представитель школы онлайн-образования Skillbox. «Яндекс.Практикум», сервис онлайн-обучения от «Яндекса», отчитался о повышенном интересе к своим программам: «Весной команда зафиксировала рост регистраций на бесплатные вводные курсы на 100–150%. Самый большой интерес вызвали профессии разработчиков web и python».

Кстати, считается, что именно в «Яндекс» попасть на работу сложнее всего. Брать людей «с улицы», по выражению моего приятеля, продюсера контента в «Яндексе», не очень любят: «Найти на позицию человека по внутренней рекомендации проще и безопаснее. Нам достаточно стресса от количества работы, не хватало еще токсичного коллегу заполучить». В корпоративном мире IT в отличие от, например, глянца ценят умение слышать, слушать и не портить коллегам жизнь. Кто-то скажет — «базовые навыки», в IT поправят — soft skills. «Soft skills сегодня ценятся как никогда. Это толерантность к коллегам, отсутствие агрессии в общении, адекватность, которая помогает выстраивать отношения в команде», — подтверждает Дарья Бондарская.

Светлана Бочавер, менеджер продукта «Яндекс.Школа», считает, что, например, молодому разработчику проще всего попасть на работу в «Яндекс» через программу стажировок. «Еще есть специальные школы: школа менеджеров, школа разработки интерфейсов и т. д. Выпускников школ охотно нанимают в компанию, а поступить в школу проще, чем пройти ряд собеседований. Для тех же, кто стал частью нашей команды, обучение превращается в естественный процесс работы», — добавляет Бочавер.

Но работать в IT вовсе не означает обязательно быть менеджером в условной корпорации или кодить на «питоне» в стартапе. Бизнесы, которые раньше никак нельзя было представить в мире технологий, вышли на диджитал-рынок, и наоборот — IT-компании, например, придумывают собственные коллекции одежды. Kaspersky вместе с брендом Krakatau выпустили худи и футболки с принтом, нарисованным нейросетью.

«2020-й доказал, что бизнес, который существует только офлайн и не использует IT-решения для оптимизации процессов, не сможет выжить, не говоря уже о сохранении конкурентоспособности. Из-за ограничений в этом году офлайн-магазины работали в убыток или полностью закрылись. Онлайн-магазины, напротив, стали еще популярнее: к ним пришла новая аудитория, и количество заказов выросло», — комментирует один из основателей маркетплейса Flowwow Андрей Макеев. И, конечно, IT-продукту, как и любому другому, нужно продвижение. «Во время пандемии спрос на услуги компаний IT-сектора многократно вырос. Им пришлось обратиться к инструментам пиара, чтобы формировать у аудитории модели потребления их сервисов», — объясняет Александр Изряднов, один из основателей агентства Vinci Agency, специализирующегося на пиаре технологических компаний и стартапов. — За год мы выросли на 30% и еле успевали расширять штат менеджеров, чтобы справиться с наплывом клиентов».

«Нужно ли идти в IT, если все вокруг уже построено на технологиях? Думаю, ответ очевиден», — заключает Дарья Бондарская.