О любви к поездкам по Москве на своем автомобиле, о больших успехах приезжих по сравнению с москвичами и об участии в спектакле «Лубянский гример», который ежедневно проходит в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой.
Я родилась…
В Москве, страшно сказать, в середине прошлого века. Врач, принимавший роды, окрестил меня «глазастой репкой», что и подтверждает вся моя жизнь: я очень внимательна к деталям. Первые 20 лет я жила на Ленинском проспекте в престижной кооперативной квартире моего отца Германова Алексея Ивановича — академика, доктора наук, геолога, инвалида войны. В то время любимым маршрутом был Нескучный сад и парк Горького с его аттракционами, прудами и потрясающими сюжетами любопытствующих отдыхающих людей.
Люблю гулять в Москве…
Чистые пруды, Мясницкая, Лубянка стали любимым районом во времена учебы и работы в театре Олега Табакова. Мы, студенты, знали в округе все дешевые столовые и ночные пельменные, поскольку репетировали допоздна. Самое знаковое место — особняк Салтыковых-Чертковых на Мясницкой! Именно около него находилась телефонная будка, из которой во время работы над ролью Жанны д’Арк в слезах я звонила Табакову и в ответ услышала: «Наступит время, и ты будешь делать то, что сочтешь нужным, и вести за собой других». И вот прошло несколько десятилетий, и именно в этом особняке я участвую в грандиозном проекте — иммерсивном спектакле Эдуарда Боякова «Лубянский гример».
Мой любимый район в Москве…
Я люблю в Москве ездить на своей машине. Я страшный автолюбитель. И когда после спектакля чувствую эмоциональный подъем, езжу на машине по Садовому кольцу, по набережным, по Яузе, где я живу сейчас, по ночной Москве — для меня это лучшая прогулка. Я за один раз могу, как говорится, всю Москву охватить. Днем у меня занятия со студентами Школы Нового театра либо репетиции и спектакли, и в моменты таких ночных автомобильных прогулок по ночной Москве с потрясающе красивой подсветкой возникает ощущение волшебства, что возможно все, что сбываются твои мечты, а они всегда сбываются, именно потому что Москва помогает им сбываться, с ее темпоритмом, который я обожаю — стремительный, быстрый, способствующий быстрым принятиям решений и быстрым их исполнениям.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Конечно, жители других городов угадываются по медленному существованию, наверно, это свойственно провинции, а у москвичей скорости другие, изобретательность другая. Но со временем приезжие добиваются бóльших успехов, чем москвичи, когда они порядком освоятся в городе, уловят его темпоритм, наберут скорости, возникает здоровая конкуренция, здоровый азарт, энергия другая.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Меня никогда не увлекала архитектура как таковая. Меня привлекают люди, которые в разных городах отличаются характерами, привычками, традициями той или иной страны. Я актриса и человековед, мне нравится наблюдать за людьми в сюжетах того или иного города. Я коллекционирую это. Раньше говорили, что если ты выжил в Нью-Йорке, то ты сможешь выжить в любом другом городе. А сейчас так говорят о Москве. Кульминационный момент моей жизни случился именно в Москве, в той самой усадьбе, где сейчас проходит постановка «Лубянского гримера». Это удивительное место, где сочетание разных архитектурных стилей — классицизма, барокко, рококо — уместно, лаконично и радует глаз, и мы, актеры этого спектакля — часть этого пространства. Такое счастье бывает только один раз в жизни — насыщать собой пространство, которое познало великих людей, здесь великие люди творили. И наш внутренний гений от того и просыпается в этом пространстве. И у зрителя происходит то же самое.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Меня очень радует упорядочение дорог, транспортного движения. Невообразимо представить, что творилось ранее. Движение сумасшедшее, проехать было невозможно, парковки неупорядоченные, сугробы не убирались. И такая захламленная Москва была долгое время. Сейчас это просто царский город, где чувствуется уважение к жителям, к людям. Город стал для блага и удобства людей.
Хочу изменить в Москве…
Я бы не изменила, я бы дополнила места, пускай их будет немного, которые позволяли бы в ночное время получать какие-либо услуги, на которые не хватает времени днем: косметология, продовольствие. У многих людей, особенно кинематографистов, физически не хватает дневного времени на многое.
Если не Москва, то…
Если не Москва, то Москва! Без вариантов! В Москве я вся.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
Помимо съемочной площадки, театра и дома меня можно застать с моими студентами в Школе Нового театра. Я много времени отдаю студентам, некоторые из них играют вместе со мной в спектакле. Я чувствую, что наставничество — это мое призвание. Я не педагог, я наставник, потому что для студентов я мама, папа, брат, сестра, бабушка, подружка и все это вместе. За годы такого наставничества я выпустила порядка 700 студентов. Я вижу в этом свое предназначение.
О спектакле «Лубянский гример»…
Новый театр совместно с корпорацией «Синергия» запустил иммерсивный спектакль «Лубянский гример», который ежедневно проходит в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой. В основу спектакля лег рассказ Николая Лескова «Тупейный художник». Это довольно необычное сочетание традиционного театра с иммерсивным. Зрителей делят на четыре потока, каждый из которых следует своим маршрутом и раскрывает один из четырех вариантов изложения сюжета. Иммерсивность — это первая часть постановки, предполагающая соучастие зрителей с героями постановки, которая разворачивается прямо перед их глазами. Люди переходят из одного пространства усадьбы Салтыковых-Чертковых в другое и, впечатленные таким сравнительно новым форматом, объединяются в финале в зрительном зале и таким образом снова становятся традиционными зрителями: смотрят классическую индийскую интермедию в исполнении крепостных актеров, а потом и финал истории трагической любви двух крепостных, послужившей началом рождения русского профессионального театра. При этом артисты также перемещаются по залам усадьбы, их реплики рассчитаны точно до секунд, чтобы не пресекаться с другими маршрутами, в общем, количество приключений и эмоций, которые получает зритель, превышает все санитарные нормы, поверьте! Надо отметить, что «Лубянский гример» является первым детищем Нового театра Эдуарда Боякова. Планируется много других интересных проектов, спектаклей, экскурсий по усадьбе. Само пространство исторической усадьбы способствует тому, чтобы пробуждались великие помыслы и чувства.
Фото: из личного архива Евдокии Германовой