О местах силы, домах с историей и метафизике московских улиц.
Я родилась…
Мои самые романтические годы юности связаны с центром Москвы. Я жила в то время на Петровке. Это была потрясающая огромная квартира с пятиметровыми потолками, окнами, выходящими на гостиницу «Будапешт», и с обязательным для старинных зданий черным ходом, который всегда был для нас, детей, чем-то таинственным, мистическим. Эта квартира мне снится до сих пор. В ней жили мои самые близкие и родные люди. Глава семьи был известным режиссером, и в доме часто собирались люди, чьи имена сегодня — достояние истории страны. Там обсуждались самые яркие театральные постановки того времени, а иногда проходили репетиции новых спектаклей, велись идеологические баталии. Общение с этими людьми оказало на меня огромное влияние. Заставило задуматься: а кто я? Сколько нужно работать, чтобы иметь возможность сделать что-то важное? Близость к кругу творческой элиты Москвы позволила мне бывать в Доме кино, видеть все самые новые зарубежные фильмы, звезд экрана. Доступ к мировому кинематографу тех лет помог и в формировании моего стиля. Меня завораживал итальянский неореализм, черно-белое кино. «Сладкая жизнь», «8 с половиной». Оттуда этот лаконизм и минимализм. Но это было не копирование, а интерпретация. Это то, что совпадало со мной, с моим видением. Все это расширяло границы, давало возможность мыслить масштабно, закладывало вектор моего движения по жизни. Тогда я приняла решение поехать учиться в Америку.
Еще одна моя точка на карте Москвы — Арбат. Там осталась квартира моей бабушки. И с ней у меня тоже связано очень много прекрасных воспоминаний. В этой квартире я жила после возвращения из Нью-Йорка. И создала там точную копию нью-йоркского лофта. Старинная арбатская квартира с ее индустриальными балками и кирпичной кладкой позволила мне воссоздать атмосферу Нью-Йорка, по которому я тогда очень тосковала. Получилось пересечение этих двух самых важных для меня городов. Не Лондон, не Париж, с которыми, конечно, тоже много связано, а Нью-Йорк и Москва стали моими местами силы. С этим периодом жизни связано создание бренда Vassa&Co в Москве и открытие нашего первого магазина на Арбате.
Сейчас я живу…
На Поварской. В историческом здании — бывшем доходном доме Баскакова с великолепным парадным подъездом. В этом доме жил Иван Алексеевич Бунин. Отсюда в 1918 году он уехал в Одессу, а затем в эмиграцию в Париж. Иногда каким-нибудь атмосферным вечером я перечитываю его «Окаянные дни», и возникает удивительное ощущение связи времен. Дом невероятно красив, он был построен в 1914 году архитектором Пиотровичем в неоклассическом стиле. В этих московских стенах есть такая сила, которая подчиняет все себе, диктует условия, а ты невольно следуешь предписанным ею правилам и просто не можешь необдуманно что-то менять. В итоге на любой самый смелый и современный дизайн-проект ложится печать времени.
По-моему, Поварская — одна из самых величественных улиц Москвы. Неслучайно здесь так много посольств иностранных государств. Я часто думаю о том, что мне очень повезло жить на самых красивых улицах с мощнейшей энергетикой в двух самых красивых городах мира — Нью- Йорке и Москве.
Люблю гулять…
По улочкам, с которыми связано мое детство — все те же Петровские линии, Поварская, арбатские переулки. Снова и снова рассматривать старинные дома. А ведь они стоят на фундаментах еще более древних зданий. И в детстве в своем доме на Петровке я ощущала эту древность, эту невероятную глубину и многомерность пространства. Такого нет в Нью-Йорке, это можно почувствовать в Риме. И в Москве. И сегодня я точно знаю, что не смогу жить без этих с детства любимых московских улиц. И чем дольше живу за границей, тем острее чувствую эту «генетическую» связь.
Хочу изменить в Москве…
Я очень переживаю за грубое вмешательство в архитектурный облик города. Я всегда обращаю внимание на то, как тонко и деликатно достраиваются, например, европейские города. У нас пока с этим большие сложности.
Если не Москва, то…
Для меня, конечно, Нью-Йорк, Манхэттен, Центральный парк. Я люблю этот город. С ним у меня связаны самые прекрасные моменты жизни. Там я состоялась как профессионал. Там я влюблялась, там у меня осталось невероятное количество друзей. Среди них очень известные в Америке люди: Билли Джоэл, Джеймс Тобак, Кевин Спейси. Многие воспринимают Нью-Йорк с предубеждением, через призму стереотипов — каменные джунгли, агрессивные люди, огромная конкуренция. Я же стремилась туда как на праздник. Я всегда восхищаюсь этим городом, и он отвечает мне взаимностью. Там, в Сохо, я показала свою первую коллекцию. И школа нью-йоркского минимализма легла в основу концепции бренда Vassa&Co.
В Америку я уехала учиться — окончила университет VCU, Virginia Commonwealth University. После окончания могла бы остаться в Ричмонде или в Вашингтоне, много было предложений, но я хотела работать только в NY. Когда президент университета понял, что меня бесполезно уговаривать, он сказал: «Только сумасшедшие русские могут отказаться от всего, что у них есть».
Из Вирджинии я уехала с огромным количеством контактов, а еще у меня были рекомендательные письма — семье Эсте Лаудер, например, и Анне Винтур, главному редактору американского Vogue. Но я ими не воспользовалась. Потому что мечтала работать только в Calvin Klein. Мне важно было стать частью интернациональной команды, которая меня вдохновляет. Это был очень интересный опыт. Люди, одержимые своим делом, с невероятной энергией, креативом. Если ты прошел Нью-Йорк, тебе море по колено.
Но я всегда знала, что хочу и буду работать только на себя. Calvin Klein — это была школа, период профессионального становления, оттачивания стиля. Я понимала, что мне необходимо получить много навыков, но моей главной целью было создание своего бренда. И не было ни доли сомнения, что это получится.
Сегодня в Нью-Йорке у нас работает шоурум. Одежда от Vassa&Co продается в мультибрендовых бутиках Амерки, Канады и Японии. Ее выбирают дочь американского президента Иванка Трамп и ведущая утреннего шоу Good Morning America Эми Робах.
Нью-Йорк принял меня. Я была там успешна. Меня называли русской Донной Каран. Критики сравнивали с Max Mara, с Calvin Klein и, что мне особенно дорого, с Jill Sander. Это моя любовь навсегда. Жаль, что в России это имя известно только гурманам от моды. Ее последние коллекции — это такая глубина и какой-то удивительный код свободы. Этим она мне очень близка. Ведь коллекции Vassa&Сo именно о свободе и о каком-то своем внутреннем стержне.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже…
Мне кажется, что в Москве сейчас круче, чем где бы то ни было. Творческая энергия перемещается по миру. А сегодня эта мощнейшая энергия здесь, она еще только вызревает, но обязательно прорвется. Мне есть с чем сравнивать. Мне очень повезло, я застала пик этой энергии в Нью-Йорке. И сейчас я это чувствую в Москве.
Однажды в конце 90-х я прилетела в Москву на каникулы. И ощутила здесь такой невероятный драйв! Я поняла, что это прекрасное время и место для старта. И той эстетики, в которой я работаю, здесь не было. Я показала свою первую коллекцию, было огромное количество предложений от инвесторов. Но я четко понимала, кто мне был нужен в этом проекте — профессионалы из индустрии, обладающие тем же видением, что и я. Они приняли мой путь, философию бренда — создавать себя и свою реальность независимо от того, что происходит вокруг. Так сложился этот проект, который живет уже 20 лет.
Флагманский магазин Vassa&Co…
Открылся после реконструкции в самом центре Москвы, на пересечении Нового Арбата и Никитского бульвара. Автором проекта стал известный российский архитектор, лауреат многочисленных архитектурных премий Вадим Греков (арт-группа «Камень»). Однажды на Женевском озере я увидела дом, построенный Грековым, и поняла, что хочу, чтобы именно он создал для меня концепцию этого проекта и воплотил мои замыслы в жизнь. Вадиму это удалось в полной мере. Он превратил пространство магазина в концептуальный арт-объект, «Кроличью нору» (так называется очень важная для меня книга о принципах построения Вселенной), символизирующую воплощение творческой идеи в реальность.
Первый этаж здания, построенного в 1913 году архитектором Леонидом Стеженским, был полностью переделан. На его месте Вадим Греков создал современное, минималистичное, идеально структурированное дизайнерское пространство. Говорят, что оно получилось очень нью-йоркским по духу. Атмосфера магазина располагает не только к комфортным покупкам, но и к организации показов, выставок и светских мероприятий. А мягкий свет и черно-белая цветовая гамма, точно соответствующая ДНК бренда Vassa&Co, станут безупречным фоном для любительниц селфи. В новом магазине мы будем представлять лимитированные дизайнерские коллекции и подиумные капсулы. А открывает новый сезон весенне-летняя коллекция Le Corbusier-2020, в основе которой легендарная «Архитектурная полихромия» пионера модернизма.
Выбор места флагманского магазина для меня не случаен и очень важен. И речь не о модной локации в самом центре Москвы. Гораздо важнее для меня то, что он идеально вписался в мой маленький мир с детства любимых улиц, на которых я выросла и которые всегда будут наполнять меня силой и творческой энергией.
Фото: предоставлено из личного архива Vassa