Наталья Кострова

Это мой город: художник и сценограф Нана Абдрашитова

5 мин. на чтение

Об уроках хореографии в Доме ученых на Пречистенке, о фамильной мастерской на Чистых прудах, где работает уже пятое поколение художников ее семьи, и об аудиоспектакле-променаде «Царицыно. Про любовь», сделанном совместно с Мобильным художественным театром.

Я родилась…

И выросла в Хамовниках, и, конечно, это и есть мой любимый район Москвы. Фрунзенская набережная, яблоневые аллеи, сад Мандельштама (как он раньше назывался, а сейчас — «Усадьба Трубецких в Хамовниках»), Лужники, Воробьевы горы — все эти места связаны у меня с самыми первыми детскими воспоминаниями. Летом по выходным мы часто ездили с родителями в Лужники гулять, там тогда было много диких лужаек, а зимой — на Воробьевы горы кататься на санках. Когда мне было годика три-четыре, бабушка катала меня на речном трамвайчике почти каждый день. В пять лет меня записали на хореографию в Дом ученых на Пречистенке, и это здание произвело на меня сильнейшее впечатление. Удивительным образом там сохранилась атмосфера дворянского дома: мебель, ресторан, беседка перед входом. До самого класса надо было проделать достаточно долгий, извилистый путь: от входа по лестнице на второй этаж, через парадные залы мимо ресторана и дальше, уже по длинным коридорам для прислуги, мимо кухни с огромными окнами. Семь лет я ходила на занятия этой дорогой, и воспоминание о ней неразрывно связано с ощущением старинной Москвы. Пречистенка также напоминает мне о годах, проведенных в художественной школе имени Серова, которая находится в очень красивом здании Поливановской гимназии, деля ее с музыкальной школой (во внутреннем дворе школы были постройка для карет и конюшня полукруглой формы, они всегда были закрыты, но через решетки мы видели, что внутри стоит старинная мебель и лежат какие-то удивительные вещи). Одним словом, все эти места с их удивительной атмосферой сформировали мою любовь к московским переулкам и дворикам.

Сейчас я живу…

В районе Красных Ворот — в Фурманном переулке. Тут рядом, на Чистых прудах, находится наша фамильная мастерская от Союза художников. Я художник в пятом поколении. В этой мастерской работал еще мой дедушка, Георгий Тоидзе, а теперь работаем мы с мамой, академиком, живописцем Нателлой Тоидзе. Некогда эта мастерская была построена для приехавшего из Парижа Павла Трубецкого. В принципе, меня завораживает история пространства. Я чувствую энергии старых владельцев, если так можно сказать. Конечно, это не только витающие в воздухе энергии, но и те законы, по которым организованы улицы и стоящие на них дома. Может быть, именно поэтому я выбрала профессию театрального художника, которая прямо связана с созданием новых миров.

Люблю гулять…

Я очень люблю ходить пешком, особенно в выходные, если мы не уезжаем с семьей на дачу. В такие дни центр города становится пустынным и тихим. Мой район, от Сретенки до Солянки, по обеим сторонам бульвара — отличное место, чтобы бродить с собакой и детьми. В это время как раз особенно заметны настоящие москвичи: гуляющие родители с детьми, люди, вышедшие поздно позавтракать в кафе, собачники и никуда особо не спешащие прохожие, спокойные, расслабленные, внимательные и открытые к общению.

Хожу в рестораны…

Я люблю и умею готовить. Но работа не всегда оставляет время на готовку, поэтому мы достаточно часто ходим в рестораны в нашем районе. Очень любим маленький итальянский ресторан на Покровке, там чудесное обслуживание и все очень быстро и по-домашнему (одну часть его занимает магазин итальянских продуктов). Ресторан Mandy’s тоже совсем недалеко от нас, там готовят отличный мартини и любят собак.

Мой любимый район…

Еще я люблю Таганку, где училась в ГИТИСе, и Замоскворечье, где сейчас веду магистратуру художников театра в ГИТИСе в особняке в Черниговском переулке. Замоскворечье я любила всегда, но узнала лучше в последние два года, когда стала сотрудничать с Театральным музеем Бахрушина: во время работы над художественными концепциями новых экспозиций и воссозданием музея-усадьбы Бахрушина и музея-усадьбы Островского я очень многое узнала об этом районе. Очень надеюсь, что усадьба Бахрушина скоро откроется для посетителей. Это все очень большие и важные для меня проекты, на которых я впервые столкнулась помимо привычной уже мне архитектуры выставок с реставрацией и воссозданием исторических интерьеров, мебели, тканей и даже ландшафта.

Где меня можно чаще всего застать…

Театр на Бронной — там идут три спектакля, к которым я делала сценографию и костюмы. Совсем недавно вышла премьера спектакля «Гордая» в режиссуре моего мужа, Кирилла Вытоптова, по произведению Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные». Как художник спектакля я попыталась соединить исторических персонажей с жесткостью современного пространства, выразить этот конфликт эстетически. Сейчас я работаю над спектаклем «Калина красная» режиссера Марины Брусникиной, премьера которого назначена на следующий сезон. Можно сказать, что треугольник — Бронная, МХТ, театр Ермоловой — это и есть мой рабочий пеший маршрут.

Место, в которое я собираюсь, но не могу доехать…

Наверное, нет. Я человек импульса. Хочу — сажусь в машину и еду. Другой вопрос, о чем я мечтаю. Например, я мечтаю посетить усадьбы в Подмосковье, многие из которых полуразрушены и буквально исчезают на глазах.

В Москве лучше, чем в других городах…

Очень сложно определить. Москва — мой родной город. Я его знаю, понимаю и люблю больше других. Тут вопрос не в лучше или хуже, а в мое — не мое.

Москва меняется. Уходит история, теряются уютные старые дворики, вместо них появляются другие пространства. Все это — течение жизни, и это нормально. Функциональность сменяет романтику. Но если бы можно было чуть реже перекладывать плитку в центре, функциональность бы точно возросла.

Хочу изменить…

Если говорить о том, что хотелось бы поменять, то я бы, конечно, как автомобилист обратила внимание на регламентирование парковки и парковочных разрешений. Сейчас москвичи не могут выбрать район для парковочного разрешения, все определяет прописка, но определенно это не всем удобно. Возможно, кто-то паркуется у дома, а хотел бы как раз оставлять машину рядом с работой, и тому подобное. И, конечно, доступность городской среды для людей с особыми потребностями, это тоже требует развития.

Если не Москва, то…

Возможно, Санкт-Петербург. Но это тоже скорее связано с тем, что я его хорошо знаю: у меня идут спектакли в БДТ, а в Александринском театре прошла премьера «Воскресения» режиссера Никиты Кобелева. Прямо сейчас я начинаю большой интересный выставочный проект с Этнографическим музеем в Санкт-Петербурге. Вообще я люблю путешествовать, изучать другие города, всегда пытаюсь примерить город на себя, но почти сразу я начинаю скучать по Москве.

Мой нелюбимый район…

Новые районы я знаю плохо, каюсь. Редко в них бываю, и они наводят на меня тоску и уныние своей похожестью. Могу поверить, что есть некая романтика в такой жизни в новостройках, но не для меня. По работе я часто езжу на разные склады, в цеха на каких-то опустевших заводах и, в принципе, делаю это с удовольствием, потому что люблю свою работу, но задерживаться в таких районах надолго мне не хочется.

Мои проекты с Царицыно…

Исключение составляет разве что Царицыно. Конечно, потому что там находится музей-заповедник «Царицыно», с которым я много сотрудничаю. Это несомненный оазис и отдушина в Москве. Я обожаю Царицынский парк в любое время года и в любую погоду, он не теряет очарования никогда, даже когда бежишь с зонтом по лужам на совещание. Пруды, фонтаны, огромный даже по меркам мегаполиса зеленый массив и, конечно, царицынские оранжереи с удивительными растениями внутри. С конца мая музей-заповедник «Царицыно» запустил совместный проект с Мобильным художественным театром — аудиоспектакль-променад «Царицыно. Про любовь» с внедрением стереоскопов на маршруте. Я как раз отвечала за визуальное наполнение и точки размещения стереоскопов. Тема оказалась мне близкой — путешествие во времени внутри пространств. Помимо аудиоспектакля со стереоскопами мы готовим в «Царицыно» выставку «Зеленые дворцы» о парковом искусстве на примере самых красивых парков мира. Экспозиция построена на коллекции фотографий, сделанных куратором, прекрасным историком Борисом Соколовым, с которым мы уже не в первый раз работаем вместе. Открытие выставки намечено на октябрь — и впереди у нас еще много интересной работы.

 Фото: Марина Ворожищева

Подписаться: