, 2 мин. на чтение

Это мой город: художник Сергей Цигаль

О превращении настоящих московских рынков в дорогие бутики, о мерзкой плитке, ходящей ходуном, и о своей любви к ларькам около метро, которых больше нет.

Родился я…

На Арбате — на углу Сивцева Вражка и тогда улицы Веснина (сейчас возвращено название «Денежный переулок»), там был элитный кремлевский роддом. Папа сказал медсестре, чтобы они звонили, если родится мальчик, если девочка — будить не следует. Вот разбудили. Так что я арбатский — с этим районом меня связывает детство. Да и вообще я там прожил большую часть детства. Переулки, автоматы с газированной водой, телефоны-автоматы, игры в ножички во дворах…  Ребенком я застал, как делали Арбатскую площадь — она была совсем не такая, — и Собачью площадку на улице Воровского, где я пел в хоре. В общем, я застал относительно старую Москву: Арбат и арбатские переулки — это мое.

Еще мне удалось пожить…

Я даже не знаю, как называется этот район, но с женой Любой мы жили на улице Цандера — это вообще не мое. Там была крошечная квартира. Потом мы переехали на улицу Красина — между Тишинкой и Садовым кольцом, там была квартира побольше, но мы тоже прожили в этом более симпатичном районе не очень долго. А потом случилась квартира в Большом Казенном переулке, где я до сих пор и живу. Дом старый, 1913 года, но мне очень нравится: и квартира, и дом, и относительно тихий двор, и возможность поставить машину — здесь я себя относительно комфортно чувствую после Арбата, где была большая родительская квартира, которую мы, к сожалению, продали после их смерти. Теперь я на «Курской».

Что бы я изменил в Москве…

Меня не спросили — в Москве все меняется бесконечно. Мне всегда нравились ларьки около метро, которые зачем-то снесли — мне их не хватает.

А что меня очень сильно раздражает, так это то, что были маленькие магазинчики с дешевыми товарами, булочные, хозяйственные магазины, где можно было найти какую-то штучку и пахло керосином, рынки с бабушками, продающими моченые яблоки — все это превратилось в дорогущие бутики. Настоящего в моем представлении рынка в Москве уже нет. И Тишинка уже бутик, и Дорогомиловский, и Даниловский — цены безумные, бабушку не встретишь: фрукты отовсюду, продукты заморские — мне это не нравится, не сочтите за старческое брюзжание. Хотя, конечно, я старый и вспоминаю именно то, что было в молодости.

Еще, конечно, очень раздражает это бесконечное перекладывание мерзкой плитки, которая ходит ходуном в отличие от питерской, положенной в XIX веке и стоящей намертво. А на этой мерзости все ломают ноги, ее перекладывают два раза в год, но она все равно становится дыбом. Конкретно даже на моей Покровке. И это очень раздражает.

Москвичи отличаются от жителей других городов…

От петербуржцев, например, только тем, что у нас подъезд, а у них парадная, у нас тротуар, а у них поребрик, у нас водолазка, а в Питере бадлон. На самом деле порядочный человек в любом городе порядочный человек, ничем он не отличается. Хотя говорят, что мы акаем, а где-то на Севере окают — это особенности языка.

Моя выставка графики…

Выставка очень ответственная. В самом главном зале страны, я считаю — в Академии художеств на Пречистенке. Я благодарен, что мне предоставили такую возможность.

Выставка небольшая, в двух залах — к моему 75-летию. Повесил картинки, которые я делал последние годы. Офорты, шелкография, где-то трафаретная печать. Попытался представить самые разнообразные работы.

Вообще рассказывать про выставку — самое последнее дело: надо собраться прийти и увидеть работы.

Выставка продлится до 8 декабря.

Фото: Persona Stars