О самом некрасивом доме в Москве и визе за пределы Садового кольца.
Я родилась…
В Измайлово, наш дом стоял на опушке Измайловского парка. С тех пор район сильно изменился. Когда через много лет я туда приехала, я его не узнала. Но самое забавное произошло пару лет назад: я решила прогуляться, посмотреть на свой дом и на детский сад рядом. И что же я увидела? В моем детском саду теперь церковь. Детский сад покрашен в голубой цвет и на нем маленькие золотые маковки. Говорят, что там нашли источник со святой водой.
Сейчас я живу…
В генеральской квартире на «Курской». Это сталинский дом, эти квартиры с паркетными полами, с эркером, с длинными коридорами, с лепниной под потолком всегда назывались генеральскими. Так что я сама себя произвела в генералы. Все думают, что это семейная квартира, но я ее снимаю, так что я генерал-самозванец.
Все мои окна выходят на дом «Людмила». Это самый некрасивый дом в Москве. Он длинный и страшный. Зато двор выходит на одну из приятных московских улиц — Воронцово Поле. До того как я стала куратором проекта «Граунд» и получила «визу» для выезда за границу Садового кольца, я практически везде ходила пешком: и на «Винзавод», и в Галерею на Солянке, и в «Гоголь-центр» — во многие места, где я работала. Я делала биеннале в 2011 году в доме на Яузе и тоже ходила туда пешком, мне было очень удобно.
Люблю гулять…
В Замоскворечье. Люблю жить за рекой. Город же всегда строится вокруг реки: на одном берегу центр, а на другом — спокойствие и респектабельность.
Например, в Нью-Йорке я жила в Лонг-Айленд-Сити — это ровно через Ист-Риву от Манхэттена. А когда я стала часто приезжать в Москву в 2009 году, сняла себе маленькую квартиру как раз в Замоскворечье. Там мне очень нравилось, просто квартира была слишком маленькая, и я переехала в генеральскую.
Не люблю…
Вообще очень легко не любить Москву. Не могу сказать, что есть какой-то конкретный нелюбимый район. Дальние районы часто бывают страшными. Стараюсь попадать туда как можно реже.
Любимые бары и рестораны…
Я хожу, куда и все: «Дом 12», «Перелетный кабак», «Пролив», «32.05». Монтаж выставок обычно заканчивается поздно, и ты уставший, убитый, голодный едешь в «32.05». Меня там знает официантка Света и всегда несет мои любимые малосольные огурцы и рюмочку водочки: в «32.05» ее очень правильно подают в заиндевевших рюмках.
Место, куда я хочу попасть, но не получается…
Таких мест много: Пушкинский музей, «Гараж», ЦДХ и даже «Винзавод», хотя он рядом с моим домом. Я до такой степени занята, что чаще всего посещаю собственные открытия. В «Театр.док» давно хочу доехать. В «Практике», слава богу, я стала работать и поэтому туда хожу.
Мне не нравится…
Когда разрушают и без того малочисленные старые здания. Пусть даже они незначительные, не какие-то произведения архитектуры, но все равно это куски старого города. Мне не нравится, когда старые здания зашивают пластиком.
Мне нравятся…
Новые тротуары. В старых Москва была похожа на женщину в вечернем платье и стоптанных резиновых сапогах. Нравится, что Садовое стало садовым — появились деревья.
Когда я начала заниматься выставочными залами «Граунд» на Песчаной и Ходынке…
Москва расширила для меня свои горизонты: теперь я знаю районы не в центре, как они живут. Мне туда не так страшно ездить, как раньше. Я люблю и Песчаную, и Ходынку.
Для выставки «Здесь и сейчас» в Манеже…
Я придумала уникальную схему, которая всем понравилась. Раньше я такой нигде не встречала. И вот в чем она состоит: то, что мы показываем в Манеже, я называю представительствами проектов (выставки, спектакли, перформансы). Наш зритель сможет одновременно попасть на 23 выставки, которые прошли за год в Москве или идут до сих пор. При этом не придется мотаться с ВДНХ на «Октябрьское Поле». То есть «Здесь и сейчас» — для тех людей, которым некогда ходить на выставки. Темой этого года стала кросс-дисциплинарность: архитекторы, художники и музыканты перешли из одного жанра в другой, и за этим очень интересно наблюдать.
Выставка «Здесь и сейчас» откроется 1 августа в Манеже.
Фото: из личного архива Кати Бочавар