Это мой город: Михаил Швыдкой
О жизни на Тверском бульваре, безопасности Москвы, встрече со Шнуром и ближайших планах Театра мюзикла.
Я родился…
В городе Кант Киргизской ССР. Это такой небольшой город километрах в сорока от Бишкека.
В Москву я переехал…
Когда мне было девять месяцев от роду. С тех пор я живу здесь — последние 70 лет. Сначала жил на углу Краснопролетарской и Селезневской улиц, а сейчас — на Тверском бульваре, около Театра имени Пушкина. Там есть два дома — 17-й и 19-й. В одном в 1920–1930-х селились военачальники, а в другом — артисты Камерного театра. У каждого из них своя, особая — и трагическая, конечно — история.
В Москве у меня есть два любимых места…
Это Патриаршие пруды с Тверским бульваром и Чистые пруды с переулочками вокруг. Там есть дух и аромат той Москвы, в которой я жил и рос. Там много старых домов — соразмерных человеческому росту. Кроме того, там есть московская история, которую я знаю и люблю.
Нелюбимых районов…
У меня, пожалуй, нет. Моя мама сейчас живет около метро «Коломенская», и это третье место, которое я очень люблю, в парке там прекрасно гулять. Москва меняется везде, и, скорее, к лучшему.
В кафе и ресторанах…
Я часто бываю — и по работе, и руководствуясь душевными пристрастиями. Одно из самых любимых моих мест — ресторан ЦДЛ. Там я провожу деловые встречи, когда мне неудобно приглашать людей на одно из своих мест работы. Впрочем, в ЦДЛ два ресторана. Один — арт-кафе для творческой интеллигенции, где мы снимаем программу «Приют комедиантов». Второй — собственно ресторан, который находится в бывшем большом зале Союза писателей. Там много чего происходило в 1940–1950-е годы… Очень люблю «Пушкинъ» — я банален в этом смысле. Там есть дух любимой мною русской кухни, и немаловажно, что «Пушкинъ» работает круглосуточно, так что там можно позавтракать или провести раннюю встречу. Ну и, кроме того, я очень люблю грузинские рестораны. Выделю три — «Сахли», «Дарбази» и «Казбек».
Мест, в которых я в Москве не бывал…
Пожалуй, нет. Я объездил более или менее все — был даже в Новой Москве. Вся окрестная музейная жизнь — от Кусково до Останкино — хорошо мне знакома.
Москва — это не вполне город…
Это как бы много городов. Петербург, для примера, это как раз город. С внятным городским общественным мнением, с какой-то определенной городской амбицией. А Москва — это мегаполис с множеством регионов. Москве не надо ничего доказывать — в этом ее отличие от всех остальных российских городов. Часто говорят, что Москва — это не Россия, но это, конечно же, первый город России — по энергии жизни, по ее качеству, по количеству возможностей для реализации. Москва не давит. Петербург с его аристократизмом и классицизмом все-таки гораздо тверже задает рамки существования. Условно говоря, Бродский не мог родиться в Москве. А Вознесенский, Окуджава или Евтушенко, напротив, совершенно московские поэты. Москва всеприемлющий город. Она как русская культура — всемирно отзывчива. Это создает ее обаяние. В этом смысле она больше, чем город. Она соразмерна с русским духом.
Москва всегда абсорбировала лучших…
Она притягивала самых энергичных. Те, кто сейчас в поисках лучшей жизни уезжает на Запад, в советское время приезжали в Москву. Сейчас это, впрочем, тоже происходит, возможно, и не в меньшей степени. Москва дает множество возможностей тем, кто хочет себя показать, кто хочет чего-то добиться.
Мои знакомые, которые приезжают в Москву из Европы…
Говорят, что, во-первых, здесь чисто. Нам может что-то не нравиться, но Москва вообще очень чистый, ухоженный город. Кроме того, здесь светло по ночам — в Нью-Йорке такого нет. Отходишь в сторону от Бродвея, и уже темно. Москва безопасна, особенно в центральных районах. И это совершенно точно преимущество в сравнении с Парижем, да и с Лондоном, возможно, тоже. Ну и, наконец, это город для людей — столичность этому не мешает. Здесь лучший в мире каршеринг, здесь очень хорошая система такси — лучше, возможно, только в Берлине. В Москве хорошие транспортные развязки — они сильно улучшились в последнее время.
В последние десять лет…
Москва, повторюсь, стала городом для людей. Это город для интересной, активной, живой жизни. Появилось множество мест, в которые хочется пойти, от музеев и театров до ресторанов. У нас, к сожалению, медленно меняется психология — мы по-прежнему предпочитаем свой автомобиль городскому транспорту. Многие бурчат про парковки, но Москва сегодня дает огромное количество транспортных возможностей. Я лично охотно пользуюсь городским транспортом — в метро в час пик тяжело, но в Домодедово и Шереметьево, безусловно, удобнее добираться электричкой, чем на машине.
Мне не очень нравятся…
Сохранившаяся с прежних времен привычка к точечной застройке и нерадивому отношению к памятникам. Хотя при Собянине с этим стало значительно лучше.
Я бы хотел…
Чтобы в Москве установился дух доброжелательности, который появился во время чемпионата мира по футболу. Мне кажется, что на улицах должно быть меньше людей в полицейской и военной форме. Совершенно уверен, что, если умно все устроить, это не отразится на безопасности.
Одна из главных проблем Москвы…
Конечно, экология — воздух, вода, деревья, мусор. Сейчас у молодежи появился тренд на раздельное выбрасывание мусора. Мне кажется, это очень правильно. Это то, чем люди, безусловно, могут заниматься сами. Но без подсказки и помощи властей серьезные подвижки в этом деле, как мне кажется, невозможны.
Когда Московский театр мюзикла переехал в центр…
Я сразу понял, что там теперь должна происходить постоянная жизнь. Там не должно быть выходных, должны быть ночные спектакли, какие-то встречи. И вот мы попробовали с Игорем Костолевским — моим одноклассником — устроить такой вечер. Людям понравилось. После Игоря мы сделали вечер Шифрина. Разговор с Сергеем Шнуровым, который состоится 13 мая — одна из встреч, которые мы хотим провести в этой линейке. Мне кажется, что Шнуров — один из самых ярких персонажей современной культуры, работающий в пограничье легитимной и полулегитимной культуры, в пространстве между дозволенным и недозволенным. Он человек с ярким талантом, возродивший — и я не боюсь этого слова — традицию скоморошества. Эта традиция ведь по природе своей охальная — не случайно ведь Иван Грозный скоморохов на кол сажал и руки им выворачивал. Это та низовая культура, которая всегда существовала. И вот Шнуров сделал эту традицию актуальной — именно актуальной, а не современной, она всегда современна. В общем, разговор с ним интересен, тем более что сейчас он хочет изменить свой образ. Беседа с талантливым человеком в момент такой трансформации всегда интересна.
В ближайшее время в Театре мюзикла…
Готовятся две премьеры. Одна из них — спектакль «Без слов», продолжение циркового направления, начатого спектаклем «Реверс». Там артисты будут существовать в воздухе, технически сложная история. Премьера планируется 12 сентября. Кроме того, мы с канадским театром «Семь пальцев», с которым делали «Принцессу цирка», пишем сейчас мюзикл о героине, которая мечется между телевидением, интернетом и реальным миром. Премьера будет 5 марта следующего года. Ну а самое ближайшее — спектакль театра «Семь пальцев» «Сны Босха» — очень живописное зрелище, милости просим.
Фото: Александр Щербак/ТАСС