Это мой город: певец, народный артист России Олег Погудин
О детстве в Петербурге, любви к поэтическому Арбату, не перелюбчивых москвичах и о том, почему Петербург — корабль, а Москва — крепость.
Я родился…
Моя родина — Петербург, и где бы я ни был, я всегда несу его с собой. В раннем детстве я жил в обычной питерской коммуналке, но этого почти не помню. А потом мы переехали в Красное Село. Тогда это было очень интересное место: отдельный городок со своей богатой историей, прекрасной Троицкой церковью — памятником аннинского барокко и красивыми озерами… на расстоянии часа езды до центра города.
Когда я стал солистом детского хора Ленинградского радио и телевидения, то регулярно ездил на репетиции в легендарный Дом радио на Итальянской. И каждый раз это было огромное путешествие даже не по времени, а по объему впечатлений. Путешествие в другой мир и обратно. Петербург помимо родного города стал для меня тем местом, в которое я постоянно стремлюсь еще с детства. В буквальном смысле жизнь на Моховой во время учебы в театральном институте окончательно сформировала меня не просто как петербуржца, а как петербургского артиста, и именно такое послание о городе я несу всю жизнь.
Сейчас живу…
В Москве на Северо-Западе, в доме, построенном в 1953 году, не очень далеко от центра, так что в моем районе есть и приметы классической Москвы — трамвай и скверик, и новой — огромный торговый центр.
Я не могу сказать, что я переехал, у меня никогда не было мысли уезжать из родного города. Хотя я подолгу живу в Москве больше 20 лет. Получилось так по многим причинам. Главная — я приехал сюда работать. Вообще эта ситуация в чем-то зеркальная с биографией моих родителей, которые окончили МГТУ им. Баумана и поехали по распределению работать в Ленинград.
Первая мысль по приезде в Москву…
Что Москва — это не город, это огромное явление. Она гордо и уверенно стоит на своих ногах в центре созданного собой мира. Если Петербург несет идею путешествия, это корабль, то Москва — крепость. По-церковнославянски «утверждение» — опора, крепость, твердыня. Это все про Москву.
Любимый район…
Для человека, который приезжает в столицу прежде всего работать, проблема состоит в том, что его знания о городе довольно стереотипны. Я люблю Москву внутри Бульварного кольца, Патриаршие пруды, Новодевичий монастырь, рядом с которым расположен театр Елены Камбуровой, где мы много работаем. И вообще моя карта Москвы привязана к театрам и концертным залам. Так, каждый раз выступая в Кремле, восхищаюсь кремлевскими соборами.
И еще одна деталь: все-таки я смотрю на Москву глазами артиста. Не могу сказать, что я в восторге от реального Арбата, а вот поэтический Арбат обожаемого мною Окуджавы — некий образ Арбата — люблю нежно.
Нелюбимый район…
Нелюбимых нет.
Люблю гулять…
Я вообще очень люблю пешие прогулки, жаль, что на них не всегда хватает времени. В Москве люблю гулять внутри Бульварного кольца.
Кроме работы и дома меня можно встретить…
В театре.
Рестораны…
В рестораны я чаще хожу в Петербурге. Москва — город домашний и семейный. Здесь лучше ходить, в том числе и поесть, в гости. Москва — это приют и очаг, это место, где есть где голову приклонить. И могу посоветовать всем, кто приезжает сюда надолго: ищите свой круг, друзей, то патриархальное и семейное, чего во многих городах уже нет и что так чудесно и точно описал Толстой в начале «Войны и мира».
Москва меня изменила…
Город очень сильно влияет на творчество. Ритм жизни дисциплинирует, а само московское пространство организует. Оно очень сложное, прихотливое, разнообразное. Москва красива здоровой, мощной красотой современного гиперуспешного мегаполиса. Ни один район не похож на другой, в городе очень много цветов и зелени. Плюс огромное количество музеев, театральных и концертных площадок. Здесь можно дать сольный концерт в ГКД почти для 6 тыс. человек, а через пару дней показать лабораторную работу в зале на 50 зрителей. И интенсивность этих выступлений будет, по сути, одинаковой. А еще я очень люблю московские музеи, очень рад, что у нашего театра сложились теплые отношения с Государственным литературным музеем и вообще с музеями города.
В отличие от жителей других городов москвичи…
Не перелюбчивые. Есть такое старинное слово. Если Москва полюбит, то навсегда, и любовь Москвы бесценна.
От других столиц мира Москва отличается…
Ухоженностью и безопасностью.
За последние десять лет в Москве изменилось…
Каждый раз, бывая в «Мастерской Петра Фоменко», я смотрю из окон театра на «Москва-Сити» и вспоминаю: «Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! / Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!»
Мне не нравится в Москве…
Темпы развития и восхищают, и одновременно иногда пугают.
В Москве мне не хватает…
Петербурга.
Если не Москва, то…
«Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва». Написано сто лет назад, но до сих пор актуально.
16 июня мы, то есть ТРОП (Театр романса Олега Погудина)…
Уже второй раз играем в моем любимом театре — «Мастерской Петра Фоменко» — наш спектакль «Серебряный век». У него сложное полное название: «Серебряный век. Спектакль-феерия в двух частях: “Театральный романс”, “Снежная колыбельная”». К концу июня мы готовим премьеру — музыкально-поэтический спектакль к 80-летию Победы в театре Елены Камбуровой.
Вообще я заметил, что спектакли ТРОПа сложились в некую литературно-хронологическую серию, и в рамках этой серии мы сейчас работаем над спектаклем с рабочим названием «Новая искренность», в котором будет много песен и стихов авторов-москвичей: Окуджавы, Высоцкого, Ахмадулиной.
Сказал про москвичей и сразу вспомнил, что, наверное, самую известную песню о Москве написали вовсе не москвичи — композитор Андрей Петров и поэт Геннадий Шпаликов.
Фото: предоставлено пресс-службой
Текст: Алина Череватюк