Это мой город: певица Мариам Мерабова
О человеческом холоде Москвы, о нелюбви к походам в рестораны и о готовящемся концерте в Зеленом театре на ВДНХ с оркестром Олега Лундстрема.
Я родилась…
В Советском Союзе, в чудесном советском городе Ереване Армянской ССР. Почему я делаю такой акцент? Потому что сейчас для меня особенно чувствительный момент — это разобщение людей. А я родилась, когда мы были собраны воедино, это было прекраснейшее время. Ереван был интеллигентнейший город с прекрасными семьями. Мое детство прошло в мастерской чудесной Лавинии Бажбеук-Меликян. Это династия великих художников, мы близко общались. Еще мое детство прошло в доме у потрясающего композитора Эдварда Мирзояна, который возглавлял союз композиторов Армении. Мы жили между двумя городами. Мои родители были тбилисские армяне и бабушка продолжала жить в Тбилиси. От Еревана до Тбилиси всего три-четыре часа на машине. Так между этими двумя городами я жила до 1980 года, пока мы не переехали с мамой в Москву. Мне было тогда 7 лет, и у меня в жизни появился главный город — Москва.
Сейчас живу…
В Москве. И пока никуда не собираюсь уезжать, если только когда-нибудь вернусь на историческую родину. А вообще мои друзья, моя семья, мой дом в Москве.
Люблю гулять…
Когда я с мамой переехала в Москву, мы жили в Доме полярников, который был на Суворовском бульваре, сейчас это Никитский. Наш дом был встык с домом-музеем Гоголя, где он жил и умер. Это на меня очень повлияло. Я с детства люблю творчество Гоголя, поэтому пропадала в этом музее днями и ночами. Там мой любимый памятник скульптора Андреева — Гоголь сидит в шинели, а внизу барельеф из героев его произведений. И он сидит, сокрушающийся над вечными пороками людей. Это мое место силы в Москве. Именно этот район: Никитский бульвар, бывший Калининский проспект, теперь Новый Арбат, улица Герцена — теперь Большая Никитская, улица Качалова — Малая Никитская, моя 112-я школа на Патриарших, Малая и Большая Бронные. В 8-м классе я прогуливала школу и бегала в кинотеатр повторного фильма. Именно там я открыла для себя Тарковского.
Мой нелюбимый район…
Почему можно что-то не любить? Я за мимикрию, за предлагаемые обстоятельства. Но, если честно, я не люблю безликие кварталы. Он может быть супернавороченный, суперудобный, но однотипные постройки правильно называют муравейниками. Я живу в сталинском доме, потому что это настоящая архитектура — сталинский ампир, а не просто коробки для жилья. Архитектура — это застывшая музыка, я люблю все, где есть музыка.
В ресторанах…
Я бываю часто, люблю не пафосные заведения, а очень уютные, семейные. Мне всегда важно, к кому я прихожу, а не статус заведения. Люблю ходить в рестораны к людям, которых я лично знаю. Мне там уютно.
Если нужно отметить торжества, то предпочитаю встречи дома с друзьями. Не люблю сидеть в ресторанах, люблю сама готовить и люблю, когда мой дом полон друзей.
Место в Москве, куда все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Такого места нет, потому что нужно находить время и осуществлять свои желания, зачем мучиться.
Отличие москвичей от жителей других городов…
В 1980 году я переехала с мамой из теплейшего города Еревана, теплого не по климату, а по отношениям. И очень тактильного. В Москве меня поразил холод общения и ритм жизни. Ты никому не интересен — вот такое у меня было ощущение. Для меня это была огромная разница, и долгое время я Москву не принимала. Я цеплялась за воспоминания из Еревана и Тбилиси, где дворы жили общей жизнью. И в Москве так было до определенного времени, просто цивилизационно все поменялось. Кавказская и вообще восточная история подразумевает близкое общение. В Москве во дворе я этого не увидела и на улице могут задеть плечом и не извиниться. Или женщины, которые могут неприлично разговаривать с мужчинами, кричать, я впервые услышала мат. Для меня это был шок. Долгое время я не принимала Москву, я вынужденно здесь жила, потому что реализовать себя профессионально на высшем уровне можно только в Москве.
Я очень люблю ездить на гастроли, для меня это всегда отдушина, я как будто соприкасаюсь с настоящей Россией, с настоящими людьми. Для меня очень важна естественность: если человеку нравится, он скажет, не нравится — тоже признается. Нет двойного дна. Говорят, чем дальше от Москвы, тем ближе к правде. Москва, как огромный мегаполис, не подразумевает откровенности. Поэтому малые города для меня всегда отдушина.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Удобство. Это самый удобный город, который я знаю, а я объездила полмира. Я очень люблю колорит и историю каждого города. Когда приезжаю, я не открываю карты и не хожу по туристическим местам, я люблю ходить по улочкам. А возвращаясь в Москву учишься так же рассматривать ее глазами туриста. Потому что когда долго живешь в городе, тебе все примелькалось, а свежим взглядом можно заметить что-то, чего никогда не замечал. Отличие Москвы в том, что здесь колоссальные исторические пласты и жизни не хватит все это изучить.
Изменить в Москве…
Я ничего не хочу! Москва — прекраснейший из городов, я хочу, чтобы она осталась такой же прекрасной и манящей для туристов. Мне нравится видеть глаза людей, впервые увидевших Москву и очарованных ею. Я сразу вспоминаю чемпионат мира по футболу, это был один из самых прекрасных моментов, когда сотни тысяч людей со всего мира приехали в Москву и увидели наш город. Эта влюбленность в их глазах наверняка останется навсегда. Тогда я впервые почувствовала, что Москва может быть теплым городом.
Если не Москва, то…
Как бог даст. Вообще-то я бы хотела жить у моря.
Есть такое выражение — увидеть Париж и умереть. Так вот для многих — увидеть Москву и умереть. Так было, есть и будет. Москва — это город, от которого захватывает дух, настолько она масштабна.
Кроме работы и дома меня можно застать…
Летом — на даче в Кратово. Это историческое место, после войны моему деду дали здесь участок, и он построил дачу, на которой до сих пор мы все живем. Либо это центр города, места моей силы: около консерватории, Никитский бульвар, Патриаршие, Маяковка — центр.
Планов много и много интересных проектов. Я по-прежнему сотрудничаю с любимыми «Смешариками» и «Малышариками», очень много гастролей с оркестрами.
4 августа — это мой долгожданный концерт и единственный сольный в Москве за это лето. Это будет выступление с оркестром Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Концерт будет полностью джазовый. Я буду счастлива, потому что буду исполнять произведения, которые давно не исполняла, а тем более рада тому, что это будет в звучании биг-бэндов.
Для меня важно, что мой концерт 4 августа пройдет именно в Зеленом театре на ВДНХ. ВДНХ вообще для меня знаковое место, одно из самых любимых мест с детства, когда я еще не жила в Москве, а только прилетала с мамой. Меня поражали этот фонтан и павильоны, это был для меня целый город. В Зеленом театре у меня концерт пройдет впервые. До этого я никогда не выступала там сольно, поэтому для меня это двойное счастье: и оркестр Олега Лундстрема, и Зеленый театр. Я думаю, что господь будет к нам благосклонен и будет хорошая погода.
Фото: из личного архива Мариам Мерабовой