О культурном коде москвичей и о том, что вид Красной площади под снегом лучше всего передает томление русской души.
Я родился…
В Пьете — крошечном городе, стоящем между Хамруном и Валеттой. Однако мой дедушка с маминой стороны был валеттянином, и на мое воспитание в значительной мере повлияли его любовь и восхищение этим прекрасным барочным городом, который, как известно, является столицей Мальты и одновременно объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С сентября прошлого года я живу…
На Коровьем Валу в Москве. До того я жил в Вашингтоне, но только после переезда почувствовал, что значит жить в центре города. Если я выхожу из дома и иду на север, то через 40 минут оказываюсь на мосту, с которого открывается потрясающий вид на Кремль, и это зрелище поражает меня каждый раз, когда я там оказываюсь. А если идти в другую сторону, то всего 10 минут ходьбы — и совсем другая Москва. Я обожаю гулять в парке Горького и получаю огромное удовольствие от того, что, живя в центре, могу ежедневно гулять на природе, безмятежно наблюдая за течением Москвы-реки. Надо признаться, мне довелось жить и работать во многих местах в разных странах мира, и Москва — одно из лучших мест.
Самое красивое место…
Конечно, Красная площадь — одна из самых красивых в мире. Абсолютно одинаковые чувства — присутствие невероятной мощи, энергии, истории, гордости, самодовольства — охватывают меня и на Piazza San Pietro в Риме, и на Трафальгарской площади в Лондоне, и в Париже на Place de la Concorde, и в Москве у стен Кремля. К слову, хочу отметить, что ничто не передает лучше томление русской души, чем вид Красной площади под снегом. Мне говорили, я не верил, но это точно так.
Москва улучшается…
Я своими глазами видел трансформацию зимней Москвы в весеннюю. За считаные дни город был очищен, отполирован и засажен цветами. Энергии города хватает не только на сезонные преобразования, но и на восстановление исторических зданий и целых кварталов. Новые рестораны открываются каждую неделю, новые пешеходные зоны обустраиваются то тут, то там, а еще по всему городу разбиваются какие-то фантастические маленькие сады. Например, прямо сейчас напротив станции метро «Добрынинская» цветет целый оазис!
Проблема, которая сбивает с толку…
Непредсказуемый трафик. Одна и та же поездка на автомобиле в разные дни и часы может занять несколько минут, а может отнять часы. Однако все это с лихвой компенсируется очень эффективной системой общественного транспорта, которым я активно пользуюсь.
Москва конкурирует с мировыми столицами…
Здесь много энергии и остро чувствуется то, что на французском языке называется словом élan — импульс большого города. На улицах много элегантно одетых людей, вокруг много замечательной архитектуры. И — что главное — широко распространена культура всех видов и форм. Театры и музеи с мировыми именами, фестивали, лектории, творческие мастерские. В отличие от других столиц, где быть культурным значит тратить большие деньги и вообще быть состоятельным человеком, в Москве культурное образование доступно каждому. И результат этого виден: москвичи, на мой взгляд, очень утонченные в культурном отношении.
Культура — это код. С помощью него людей можно рассорить или объединить, связать судьбы целых поколений или максимально отдалить их друг от друга. С этой точки зрения международные выставки имеют огромное значение. Яркий тому пример — выставка норвежского гения Эдварда Мунка в Москве. Для меня теперь Москва — это еще и то место, где я встретил Мунка во всей его полноте.
С Мальты в Москву едет портрет Екатерины II…
Картина кисти Дмитрия Левицкого провисела в Посольском зале Дворца великого магистра более двух столетий — ее подарила Мальте сама императрица в ознаменование начала дипломатических отношений между Мальтой и Россией. В Москве портрет будет выставлен 18 августа — впервые за всю свою историю. За время своего существования картина пережила несколько неудачных реставраций, сейчас ее очистили и отреставрировали мальтийские специалисты, так что на выставку она прибудет во всем блеске. Отдельная история — как мы везем ее с Мальты в Москву. Портрет ведь очень большой, и его везут сначала на специальном грузовике, в котором поддерживается постоянная температура, до порта Валлетты, потом на пароме до материка, а оттуда — снова на автомобиле — прямо в музей-заповедник «Царицыно». Весь путь займет 9 дней. Картина будет выставлена в парадном Екатерининском зале Большого дворца: Екатерина II как будто вернется из далекого плавания в свою резиденцию спустя сотни лет и пробудет там до середины января 2020 года.
Фото: предоставлено Посольством Мальты