О малом бизнесе, большой любви к вину и о том, как развитие гастрономического туризма повлияет на пристрастия москвичей.
Я родился…
В Воронеже. В Москве я живу с 2005 года — переехал сюда по работе. Просто мне казалось, что работать инженером и жить в Воронеже — это достаточно скучно. Получив второе высшее образование в области экономики, летом я перебрался в столицу. Москва, конечно, в это время года совершенно прекрасный город!
Сейчас я живу…
За городом, на Новой Риге. Во-первых, у меня двое детей, считаю, что с ними комфортнее жить в большом доме на природе. Во-вторых, когда во время пандемии ввели удаленку, все изолировались на дачах, подальше от Москвы. Но иногда я остаюсь в городе по делам, чтобы сэкономить время на поездках — Москва ожила, вернулись пробки, и мне приходится оставаться ночевать в квартире.
Любимый район…
Я люблю несколько районов Москвы. Район Аэропорт — это одно из первых мест, где я жил по приезде в Москву. Второй любимый район — Хамовники. Я много времени уделяю работе и детям, поэтому у меня нет времени гулять по Москве, однако я очень люблю автомобили, мне нравится ездить по Москве. Особенное удовольствие я получаю, когда дороги пустые — люблю прокатиться по набережным с ветерком! Еще люблю район Красной Пресни, где находится Трехгорная мануфактура. Мне близок стиль лофтов, поэтому я достаточно долго снимал там офис. В целом интересно наблюдать, как из старого здания создают современные пространства. Кроме набережных я люблю бульвары — Рождественский, Цветной, наверное, поэтому я открыл свой бар My Big Love именно в этой локации, в Нижнем Кисельном, 4, в 50 метрах от Сандунов.
Нелюбимый район…
Вечные пробки и невыразительная архитектура меня не заводят — не люблю сильно застроенные, типовые и некрасивые районы. Какое-то время, в начале моего карьерного пути в столице, я снимал квартиру на Рязанском проспекте. Этот район ад с точки зрения всего — инфраструктуры, пробок, домов! Теперь я стараюсь туда не заезжать. Считаю, что свою часть жизни там я пожил, теперь очередь кого-то другого. Или, например, Чертаново — там я тоже снимал квартиру около двух лет.
В Москве лучше, чем в других мировых столицах…
Что мне особенно нравится в Москве — это круглосуточный сервис. Недаром говорят: «Moscow never sleeps» — это правильная фраза, характеризующая наш город, работающий 24/7. В любое время можно найти то, что тебе нужно. Второй пункт — это уровень сервиса. Даже в не очень дорогих местах бывает высокий уровень сервиса, но там же и высокий уровень конкуренции. В-третьих, Москва — это город онлайн. Очень удобно пользоваться сервисами парковки, такси или банками — все можно сделать через мобильные приложения. В других странах до сих пор удивляются, когда русские начинают платить чем попало — кольцами, часами, смартфонами, а нам привычно, ведь у нас везде работает Apple и Google Pay. В этом плане мы более продвинутые и технологичные.
В Москве не хватает…
Моря. Вот зачем московские жители едут в Питер — посмотреть на белые ночи и посидеть на берегу моря.
Если не Москва, то…
Побережье Италии, не могу выделить отдельный город. Или, наверное, французские Канны, я там был много раз. Еще я очень люблю Лондон, он похож на нашу столицу — динамичный город гедонистов со множеством классных и вкусных мест. Но все это сезонные истории, потому что, где бы я ни был, в Москву хочется все равно вернуться.
В ресторанах…
Я люблю Москву и считаю, что это самый комфортный город для жизни с высоким уровнем сервиса и развитой гастрокультурой, так что ходить по ресторанам — это часть моего любимого хобби. Поэтому я хотел бы отметить, что мне нравятся не только бары и рестораны, но и формат современных рынков — Усачевский, Даниловский, «Депо» и другие. Сейчас street-food получил массовое развитие во многих уголках мира, и я рад, что он нашел свою нишу в столице, ведь на этих рынках можно увидеть людей с разным уровнем дохода и с разными предпочтениями по кухне. Это довольно необычно!
Многие знают, что я очень люблю путешествовать, а в особенности мне нравится гастротуризм. Я посетил много интересных и вкусных зарубежных мест, но мне также нравятся и питерские, и московские рестораны — они не уступают заграничным. Если говорить про рестораны в Москве — раньше я любил террасу White Rabbit, пока ее не оккупировали туристические группы иностранцев. Еще одно интересное место — Selfie, последний ресторан, который я успел посетить до начала карантина. Мой друг Анатолий Казаков как раз запустил прекрасный дегустационный сет «Корни»!
Список ресторанов и баров на лето и на зиму у меня разный. Однако без привязки к сезону я очень люблю вино и хорошие заведения, где его наливают. Был такой маленький винный ресторан Twins Wine Space на Никольской улице, он мне очень нравился, еще у нас на Рублевке есть прекрасный ресторан La-Colline. Зимой к вину я предпочитаю стейки. Раньше было два стейк-хауса El Gaucho в Москве, один закрылся, так что теперь в холодное время года хожу в тот, что на Павелецкой. Нигде нет таких вкусных стейков, как у них! Все дело в печке, которую сейчас, думаю, не согласуют ни одному ресторану — это открытая большая печь, которая находится внутри помещения. А летом нравится ужинать в Cevicheria Елизаветы Стахановой — и винная карта хорошая, и севиче вкусное, и находится на Пречистенской набережной. Кстати, если вы на машине и знаете номер Лизы, то по звонку вам откроют ворота во дворик на секретную парковку.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
В собственном баре My Big Love. Как генеральный директор Gett на время карантина я отпустил всех сотрудников работать из дома, тем более что у нас как у международной IT-компании практиковался такой подход и ранее. На время пандемии мой бар превратился в коворкинг, потому что иногда ключевым сотрудникам нужно сменить обстановку или спрятаться от детей и супруги. Мы давно перешли на электронный документооборот, но не все наши партнеры сделали также. Поэтому ежедневными гостями были не только сотрудники, но и курьеры Gett Delivery, которые привозили всю необходимую документацию офлайн. Я также обзавелся в баре принтером, привез сюда печать компании, теперь бар — это еще и мой офис.
Идея открытия My Big Love пришла мне в голову во время одного из путешествий. Перестав пить крепкие напитки, я начал пить вино, а потом увлекся шампанским. Считаю, что это самый гастрономический напиток, ведь он всегда совершенно разный! Помню, когда я был в Hide, в гостях у Жени Чичваркина, он сказал фразу: «После старого шампанского назад дороги нет». И это абсолютная правда. Так, полтора года назад я побывал в лучших шампанских домах в Реймсе, посетил несколько виноделен и винных выставок и решил открыть правильное место, где будет такая винная карта, чтобы в это место можно было прийти много раз, но не пить одно и то же. В ассортименте моего бара — более 600 этикеток, а шампанского и игристых — более сотни. Даже если ходить в My Big Love каждый день в течение года и выпивать по бутылке — все равно все не перепробуешь.
Мне хотелось открыть место именно в центре города, хотелось, с одной стороны, создать бар с лаконичным дизайном, поэтому латвийская дизайнерская Студия 44 продумала интерьер до мелочей: натуральные материалы отделки, приглушенная цветовая палитра, стулья, которые мы искали на аукционах по всему миру, точечное освещение, которое подчеркивает вино в бокалах, а лампы напоминают пузырьки шампанского. Многие, кто успел побывать у нас в гостях, сказали, что не видели такого дизайна в московских местах, и им кажется, что они в ресторане Скандинавии.
С другой стороны, я хотел создать технологично обустроенное пространство. Как человек из IT-отрасли, который много лет работает без привязки к офису, мне нужны под рукой уже привычные вещи (commodities) — Wi-Fi, розетка для ноутбука, USB-порт для зарядки телефона. Я никогда не понимал, почему в самолете, когда ты летишь бизнес-классом, это все есть, а в ресторане с дорогим интерьером и конским ценником — нет. Мне неприятно, когда в приличном заведении я спрашиваю у официанта зарядку для телефона, а мне в ответ — зачем вам телефон, наслаждайтесь живым общением. Я не сторонник указывать людям, тем более гостям бара или ресторана, что делать, дабы не получить ответную реакцию на свою рекомендацию.
Каждое посадочное место в My Big Love оборудовано розеткой и USB-портом, чтобы посетители не оставляли телефон на баре или не просили переносные зарядки, которые то кончились, то все разом разрядились. Также у нас работает скоростной Wi-Fi, и я не боюсь, что придут люди с ноутбуками, которые будут сидеть и работать. Мы всегда им рады. Все же вечером бар превращается в место для романтических ужинов и вечеринок — с четверга по субботу играет DJ, а мы работаем до последнего гостя.
My Big Love — это не только винный бар, у нас также есть целый магазин внутри ресторана. В центре внимания нашего пространства — шкафы на 8 тыс. бутылок с винтажными и эксклюзивными винами, где особое внимание уделено Франции — Бордо, Бургундии, Шампани. Кто-то из друзей мне даже говорил, что это один из самых больших винных шкафов в Европе! Поэтому у нас можно пить вино или шампанское в баре, а можно понравившееся купить в магазине с собой. Цены на вино, шампанское и игристые разные. У нас можно найти и Cava Brut меньше чем за 1 тыс. рублей, и редкие испанские и французские вина в районе 5 тыс. рублей за бутылку, и Chateau l’Angelus за 54,6 тыс. рублей. Мы продолжим расширять ассортимент, чтобы поддержать основную фишку заведения — многообразие винной карты.
Моему бару и винотеке «повезло» открыться за несколько дней до начала карантина — 10 марта, в день «обнуления». После мы проработали около двух недель в режиме «для своих», чтобы обкатать кухню и притереть другие офлайн-процессы. Зато сейчас полноценно работает и винный магазин, и зал бара, и летняя веранда в уютном внутреннем дворике каждый день с 12.00.
Во время карантина мы работали на доставку. Повезло, что изначально онлайн-составляющая бара была хорошо сделана — винную карту и меню ресторана можно в любое время посмотреть онлайн: на официальном сайте или в мобильном приложении My Big Love. Старые матерые гастротуристы и гедонисты рекомендовали мне сделать классическое бумажное меню, но я понял, что не смогу уместить более 600 этикеток в винной карте, и решил сделать меню в приложении на iPad. Мы отказались от бумажного меню по нескольким причинам: во-первых, чтобы поддержать зеленую экономику и внести свой вклад в улучшение экологии, например, мы также отказались от пластиковых соломинок для коктейлей, во-вторых, полностью сократили так называемые издержки меню — чтобы завести новое блюдо или винную позицию, мы загружаем картинку, описание и цену через админку, и оно появляется на сайте, в меню на iPad и в пользовательском приложении My Big Love, не надо ничего перепечатывать. До пандемии это было неактуально, но iPad можно легко дезинфицировать после каждого посетителя, что мы и делаем.
Заметил, что, выйдя из карантина, многие рестораны пришли к тому, что ставят таблички с QR-кодом, чтобы посетитель мог открыть меню в формате PDF или Tilda на своем смартфоне, мы же позаботились о технологической составляющей сразу и даже предлагали свой ресторанный софт в помощь коллегам по рынку. Во время карантина My Big Love легко переключился на доставку — мы прикрутили онлайн-платежи, подключили Gett Delivery, адаптировали блюда, чтобы они сохраняли и вкус, и первоначальный вид до транспортировки. И сегодня все наши пользователи, которые узнали о нас онлайн и во время пандемии заказывали у нас доставку, теперь приходят к нам в офлайн познакомиться.
Бизнесу общественного питания очень много лет — около сотни. Мы постарались создать что-то особенное: классический ресторанный бизнес сделать более технологическим. Учитывая то, что был карантин и все резко ушли в онлайн, наша технологичность помогла пережить кризис и быть более гибкими, чем другие коллеги по рынку.
Наши посетители…
Я слышал, что скоро в России появится Michelin Guide, и считаю, что многие места в Москве и Санкт-Петербурге могут получить звезды в этом престижном рейтинге, поэтому продолжим популяризировать гастротуризм не только из России, но и в Россию.
Мне кажется, что мой ресторан будет интересен не только русским, но и иностранцам. Некоторые мои друзья, которые также успели побывать офлайн в баре, отметили, что есть ощущение, что такого места, как мое, еще не было относительно винной карты и формата мультимедийной классики. Так что кто так же ностальгирует по Европе, приходите и насладитесь атмосферой скандинавского минимализма и винтажных элементов в интерьере и мебели.
Мой бар больше не про поесть, а про атмосферу — люди и радуются с вином, и переживают тоже с вином. Наши клиенты — это современные люди, которые ценят прогрессивные вещи и комфорт, любят путешествовать и, конечно, пить вино. И не важно, разбираются они в нем или хотят начать разбираться.
Для них мы создали оригинальную программу лояльности Milliliters, в которой гости могут копить выпитые миллилитры, сканируя специальные QR-коды с каждой бутылки нашего бара или винотеки. В My Big Love пьют и копят миллилитры и обменивают на миллилитры! Накопленные миллилитры повышают статус, их можно обменять на вино из магазина My Big Love и брендированные подарки. Это очень понятная программа лояльности, так как все мы любим путешествовать, копить мили в «Аэрофлоте» и обменивать их на новые путешествия. Если у клиента есть премиальная карта любой авиакомпании, то, показав ее официанту, он получит карту My Big Love того же уровня. Карта лояльности легко добавляется в Wallet, также статус показан в мобильном приложении. Всего карточек лояльности и статусов четыре: Silver, Bordeaux, Champagne и Caviar. На самом высоком статусе можно пробовать по бокалам даже редкие позиции и открыть бутылки из домашней винной коллекции — ведь наши сомелье используют систему розлива Coravin, которая позволяет наливать вино в бокал, не вытягивая пробку. Бутылка вина, из которой наливают один бокал с помощью Coravin, может храниться так же долго, как и обычная бутылка!
С помощью приложения My Big Love гости могут не только видеть свой статус и меню, но и забронировать стол, накопить миллилитры и посмотреть подробные описания и рейтинги вина, включая рейтинг в Vivino. Благодаря приложению у пользователей всегда под рукой история понравившихся и выпитых бутылок — нет необходимости вспоминать название или фотографировать этикетки, засоряя память телефона.
Фото: пресс-служба My Big Love