О джентрификации Патриарших и граде из машин.
Я родился…
В Москве, на Патриарших. Этот район изменился довольно сильно. Стал таким пешеходно-буржуазным, сменилась публика. Пожалуй, это пример джентрификации, один из первых в Москве. Я в целом не против этой красивой и богатой ночной толпы, но иногда есть странное чувство, что район, дома, улица те же, а «прошивка» другая. Шел тут рано утром на работу и увидел пожилую женщину в кофте, с сумкой на колесиках, немного по-советски выглядела. Развозила почту по домам. И с грустью подумал, что теперь тут таких людей из обычной — или прошлой уже — жизни не встретишь, все очень поменялись.
Сейчас живу…
Опять в районе своего детства. Так сложились обстоятельства, но я этому вполне рад.
Люблю гулять…
Почти везде. Я люблю ходить пешком и если есть такая возможность, всегда стараюсь прогуляться. На работу — в районе Тверской — мне от дома идти 20-30 минут, и это всегда приятная прогулка. А так люблю погулять в районе Покровки, Колпачного переулка.
Любимый район…
Пожалуй, Покровка, Воронцово поле. Там остались (по крайней мере, когда я там последний раз гулял) какие-то совсем нетронутые, слегка обшарпанные дома, немного провинциальный дух, огороды какие-то. Это все довольно мило.
Мой нелюбимый район…
Такого нет. В Сити, пожалуй, мне не нравится. Я люблю небоскребы, но как там все устроено внизу, мне категорически не нравится. Какой-то сплошной торговый центр с парковкой. Но вообще я отношусь с интересом к более-менее любой среде — и к старому центру, и к советским панелькам, и к новым районам. Там везде свой дух, свой быт, свой уклад, люди. Это всегда интересно.
Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Крутицкое подворье, про которое я часто слышал, что это, мол, кусок чуть ли не средневековой Москвы. Не знаю, может привирают. И давно хочу посмотреть мельниковский гараж Госплана, но все никак не доеду.
Для меня главное отличие москвичей от жителей других столиц…
Этих отличий не так уж много. Архетип жителя любой столицы — немного сноб, карьерист, тусовщик и модник. Обсуждали тут на форуме с Ричардом Флоридой (американский экономист, автор теории креативного класса. — Прим. ред.), что мировые столицы продолжают общаться и взаимодействовать между собой, практически невзирая на взаимоотношения стран. И есть версия, что жители крупных глобальных городов тоже похожи между собой и у них больше общего, чем, подчас, со своими соотечественниками, будь то в Америке или в Китае. Появляется сетевая нация глобальных горожан.
В Москве изменилось…
Десять лет назад я вышел на новую работу в компанию, у которой офис был на Большой Дмитровке. И я помню, что вся улица была заставлена машинами так, что нельзя было ни пройти по тротуару, ни перейти с одной стороны на другую. Они стояли прямо, боком, перпендикулярно, на переходах, в арках, везде. Казалось, что на улицу выпал град из машин. Мне это очень не нравилось. Но я, честно говоря, думал, что с этим ничего никто никогда не сделает.
И когда сначала за несколько месяцев ввели платные парковки и высокие штрафы, а потом на этой самой Большой Дмитровке вообще запретили парковаться и машины сильно урезали в правах, и это все получилось, я был просто ошеломлен. Как изменилась улица, как она вдруг раскрылась, как стало видно дома и архитектуру. Это была совершенно замечательная перемена.
Я поклонник платных парковок, но и сам иногда забываю заплатить за парковку, и платить штрафы не очень нравится, они в Москве довольно суровые.
С началом работы над Урбанфорумом в моей жизни изменилось…
Я всегда интересовался архитектурой и урбанистикой (хотя такого слова раньше не было). И у меня было твердое убеждение, что старая архитектура — это хорошо, а новая — это всегда плохо. Может быть, конечно, такая точка зрения была оправдана во время расцвета лужковской архитектуры и во время массовых лужковских сносов. Но, так или иначе, начав заниматься форумом еще в институте «Стрелка», погрузившись в среду архитекторов, я пересмотрел свой взгляд на архитектуру вообще и на Москву в частности.
Старая архитектура мила, но она создана под старую жизнь, старые отношения, старый ритм жизни. А я не хочу под него подстраиваться. Я хочу иметь возможность жить в современной среде. Мне, например, тесно в маленьком игрушечном Амстердаме, мне куда лучше в просторном, модерновом Роттердаме.
А с Москвой — мне, конечно, по-прежнему жалко старинных зданий, которые и сейчас продолжают сносить, но теперь я верю, что на их месте можно построить что-то не менее, а то и более интересное и современное. Видимо, у Москвы такое устройство как у города, что она все время что-то уничтожает и что-то создает, и в этой какофонии или разнообразии, как кому больше нравится, и есть какой-то особый московский дух.
Урбанфорум нужен для того, чтобы…
Форум — и в этом его главная, на мой взгляд, задача — это площадка, где люди — чиновники, архитекторы, консультанты, любопытствующие — могут встретить кого-то, кого они никогда иначе не встретили бы, и услышать что-то, что они никогда иначе бы не услышали. Поспорить о чем-то. Услышав что-то новое, задуматься, начать по-другому смотреть на город или на свою работу или на свои отношения с соседями, например. Урбанфорум — это экскурсия по самому новому, важному, интересному, а подчас спорному, в мировой урбанистике. Экскурсия, которую проводят лучшие профессионалы своего дела.
Фото: 0047.org