Анастасия Медвецкая

Это мой город: режиссер Дмитрий Астрахан

4 мин. на чтение

О мальчишеских драках, о приятном московском климате по сравнению с ленинградским и о новом сезоне «Школы современной пьесы», где недавно стал худруком.

Я родился…

В Ленинграде. Вырос на Московском проспекте, на улице Типанова — мы переехали туда, когда мне был год, в отдельную квартиру, где жили с моими братьями и бабушкой.

Там же было здание сталинского типа — известный Дом Советов. Перед ним сейчас стоит памятник Ленину, а тогда за ним был пустырь.

Запомнились всякие дворовые «мероприятия»: весной, когда таял снег, за домом образовывалось озеро, по которому мы катались на плотах, зимой — развлечения в виде катков и горок. Парк был не особо облагороженной лесной местностью. Случались разные бои — двор на двор. Иногда они носили игровой характер, а иногда были довольно серьезными. Я тоже принимал участие!

Кстати, в школьные годы я постоянно встречался с одним хулиганом. Помню, я шел после школы в форме и с пионерским галстуком в кармане, а навстречу мне парень с меня ростом, но чуть покрепче. Вдруг он зачем-то плюнул мне на ноги. У нас завязалась потасовка, в процессе которой я его побил — выяснилось, что я посильнее. Он что-то кричал вслед, кидал комья земли. Потом так получалось, что я периодически сталкивался с ним в разных местах. Помню, мы с товарищем после фильма шли провожать девочку, за которой он ухаживал, и увидели, что навстречу идет этот парень, а с ним еще несколько парней постарше. Была зима, он меня не узнал, но как-то скабрезно и унизительно пошутил, что, мол, мелкота пристает к девочке. Между нами завелась потасовка — нам с товарищем было неудобно промолчать перед девушкой. Получилось, что мой юркий товарищ метался между двух парней, а я тем временем остервенело колотил этого пацана. В итоге нас разняли взрослые. В какой-то момент я почувствовал, что у меня брызги из глаз — кто-то ударил меня по голове кожаной перчаткой с клепкой. Мы разошлись, но парня я довольно сильно побил. Проходит неделя — и я уже с другим приятелем в кинотеатре «Зенит» на вечернем сеансе. Я вижу, что мой заклятый враг стоит с большой компанией. Он подошел ко мне на улице и сказал: «Пошли в туалет — поговорим». Их было много, а я один, поэтому ответил, что если он хочет поговорить, пусть делает это здесь. Мы зашли в зал, у нас были места на последних рядах, а у них — в первых, где был выход из кинотеатра. Вдруг до меня дошло, что в конце, когда мы выйдем на улицу, они нас отметелят. Говорю товарищу: «Давай, как только начнутся титры, резко пробежим мимо них» — как мы рванули!..  Они нас не догнали.

Я считал, что должен воспитывать в себе сильный характер и не бояться: дорога со школы домой проходила через его двор, я мог обойти, но мужественно заставлял себя ходить через него. В очередной раз вижу — идет он с двумя парнями прямо передо мной. Тут моя воля куда-то делась, и я юркнул в соседний двор — сам себя проклинаю, что испугался. Подождал несколько минут — пошел дальше. Я был готов его увидеть, а он не ожидал — я врезал ему портфелем по башке и прорвался напролом. Было забавно, что я оторвался, перебежал через трамвайные пути и оказался в своем дворе. Они за мной не побежали, ведь это был мой двор, где всегда придут на помощь. Тогда понятие двора было очень важным.

Отношения с Москвой…

Москва носила для меня ореол какой-то другой жизни. Иногда я ездил в Москву с папой. Он, профессор истории, приезжал работать в Ленинскую библиотеку. Его сестра с семьей жила на Фрунзенской набережной, и мы останавливались у них дома. Когда мама ездила в командировки в Москву, она привозила московскую пастилу, которую мы всегда обожали. До ухода в школу ждали маму с утреннего поезда, знали, что будет что-то вкусное.

Весной, лет в семнадцать, я приезжал в Москву один. Хорошо помню, что климат в столице был лучше, чем в Петербурге, да и вообще город более комфортный для жизни, каждая поездка туда была приятной.

У меня были друзья, которые жили на «Кропоткинской» — снимали там мансарду. Их дом был не то что богемным, но ребята из московской творческой тусовки приходили. Меня это манило. Москва, утро, тепло. Мы спускаемся вниз, покупаем что-то к чаю: как-то все очень вкусно и уютно.

Я люблю Ленинград того времени, не зря он носил славу культурной столицы: не хочу обижать Москву, но все-таки Товстоногов, Акимов, Владимиров, Вивьен, Толубеев, Черкасов, Симонов, звездный БДТ — все было в Петербурге, хотя и у Москвы были свои победы. Москва мне всегда казалась городом возможностей и местом, где чужой успех приветствуется: в Москве быть успешным нормально.

Живу в Москве…

По сути, с 1990 года — как только начал заниматься кино: волей-неволей стал чаще бывать в Москве. Но реально я переехал в Москву в 2000 году.

В 1996 году, когда я перестал быть главным режиссером петербургского театра Акимова, я снимал кино в Минске, а заказчики, заодно и производители, были московские. И я ездил между Москвой и Минском, а в Ленинграде бывал, потому что там вырос, но при этом производственной необходимости уже не было. Но, конечно, очень люблю бывать в Петербурге — в местах, где я вырос.

Ничего не хочу менять в городе…

Москва приятный и очень комфортный город — что уж говорить? Сейчас она становится иной с точки зрения обслуживания: административные нюансы стали очень легко выполняться — прекрасное изобретение одного окна, где можно решить все вопросы.

Стал ли я москвичом…

Сложно так говорить. Я не знаю. Каким я был, таким и остался. Мне нравится Москва, я себя здесь комфортно чувствую.

Спектакль «Леди на день» в театре Российской Армии…

История написана драматургом Олегом Даниловым по мотивам одного американского рассказа. Мне очень нравится эта пьеса — она человеческая. Необычайно увлекательная мелодрама с большим юмором. История о том, что в сложной ситуации люди всегда готовы прийти на помощь. Мне кажется, эта тема очень важна для зрителей.

Премьеры в театре «Школа современной пьесы», где я недавно стал художественным руководителем…

Первая премьера этого сезона — спектакль «Женское счастье», начатый еще до моего назначения, по пьесе Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой. Выпускает спектакль Мария Федосова, ученица Иосифа Райхельгауза. Я не считаю себя вправе как-то влиять на принятое до моего прихода решение.

В планах поставить комедию Островского «Красавец-мужчина». Из современных пьес мы поставим спектакль «Семейный шкаф и его обитатели» по пьесе Орена Сэфди «Выживание», «Интервью» Александра Углова, «Час тишины» Флориана Зеллера.

Кино…

Начал сниматься в проекте канала СТС «КиберИван».

Ближайшие спектакли «Леди на день» — 9, 15 и 31 декабря.

Фото: Илья Золкин 

Подписаться: