search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Это мой город: режиссер Юрий Быков

, 4 мин. на чтение
Это мой город: режиссер Юрий Быков

О студенческой юности на ВДНХ, ресторанах на Патриарших, отсутствии душевности и запахе капитализма в современной Москве и о своем новом фильме «Сторож».

Я родился…

В городе Новомичуринск Пронского района Рязанской области.

Сейчас я живу…

В Москве, на улице Большая Бронная. Живу, потому что работаю в Москве.

Люблю гулять…

В парке «Царицыно», в Нескучном саду, в Ботаническом и, наверное, по набережной Москвы-реки от парка Горького до Воробьевых гор.

Мой любимый район…

ВДНХ. Потому что это юность, это ВГИК, это прогулки, гулянки, посиделки, все, что связано с учебой во ВГИКе. Это родной район, с которого началась жизнь в Москве. Это сейчас он отделанный и отреставрированный, а тогда это была какая-то своеобразная заброшенная зона из старых и новых павильонов, такой своеобразный архипелаг чего-то очень загадочного, чего-то очень старого. Ну и плюс ко всему это студенческо-киношная территория: ВГИК, киностудия Горького, ВДНХ, Будаевское общежитие на Бориса Галушкина, весь этот район вспоминается, как все из юности, с теплотой и любовью.

Самый нелюбимый район…

Я пока не понял.

Я, конечно, бываю в кафе и ресторанах…

В основном это «Академия» на Большой Бронной, «Мари Vanna» в Спиридоньевском переулке, «Макдоналдс» в районе ВДНХ и, наверное, «Маяк» на Большой Никитской. А, «32.05» в «Эрмитаже» еще. Все говорят про какой-то «Дом Культур», но я там ни разу не был. Наверное, доеду как-нибудь.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

В том, что москвичи могут выбирать себе работу.

Отличие Москвы от других мировых столиц…

В лучшую сторону, пожалуй, только в том, что в Москве говорят на русском языке.

Изменения в Москве последних лет очевидны…

Ушла наружная реклама, ушли баннеры. В общем, Москву привели в эффективное косметическое состояние. Я не москвич, я никогда здесь не жил подолгу ни в детстве, ни в отрочестве. Советская Москва очень сильно отличалась от того, что потом хаотично возникло в 90-х — точечная застройка, нелепые здания в самых неожиданных местах, засилье рекламы, а потом это просто все убрали по возможности, и сейчас Москва уже большой капиталистический город.

Здесь правда пахнет капитализмом, правда пахнет конкуренцией, выживанием. Наверное, эти процессы естественны. В сравнении с тем, что я помню из студенчества, Москва, конечно, стала чище. Красивее — вряд ли. Скорее, знаете, как модная дама, накрашенная на какой-нибудь светский бал или гламурную тусовку. Москва стала эффектной, хорошо ли это — не мне судить. На примере ВДНХ, опять же, изменилась Москва абсолютно. Она стала новой, действующей, она стала…  живущей. Лучше уж, конечно, жизнь, чем руины, причем любая жизнь. Поэтому, наверное, можно сказать, что Москва стала живее и эффектнее, и это нормальный, естественный жизненный процесс.

Мне кажется, что Москва меняется…

Исходя не из того, чего хотят москвичи или я лично, а исходя из того, что она становится большим экономическим капиталистическим центром целого региона, я думаю, даже не только нашей страны, а в целом Восточной Европы.

Поэтому мне бы хотелось, как любому художнику, чтобы было сохранено как можно больше старой Москвы — старых зданий, закоулков, улочек. Мне бы хотелось, чтобы в Москве было больше уюта и тепла с точки зрения человеческих отношений: двор, соседи. Все-таки Москва сейчас — это переполненный город, причем город, переполненный не знающими и не желающими знать друг друга людьми подчас. Хорошо ли это? Люди приезжают зарабатывать, подниматься по карьерной лестнице. Из-за этого ушло то, что, наверное, было в Советском Союзе — Москва была городом, в котором, как и в любом другом, есть налаженные горизонтальные связи. Вот это ощущение, когда ты знаешь бабушек, дедушек, собак, местных алкоголиков, пацанов — вот эта дворовость, она из Москвы испарилась потихонечку. И, наверное, ее не хватает любому человеку, который приезжает сюда получать все те блага, которые, собственно, хотел получить. Москве нужно больше душевности. Деньги в ней есть, эффектность и разнообразие в ней есть, душевности не помешало бы.

Мой новый фильм «Сторож» — это…

Пересечение нескольких жанров. Это психологический триллер, камерная драма, отчасти мелодрама, но главное — экзистенциальная притча. Зрителям можно ждать абсолютно нетипичное для моего темперамента кино, которое, скорее всего, показывает максимальные на данном этапе границы моего возможного проникновения в детали и нюансы человеческой психики. В то, как я умею разбираться в человеке. В то же время картина максимально взвешена эстетически, отчасти статична, отчасти спокойная в отличие от всех предыдущих моих работ.

Ценен фильм для меня именно этим экспериментом, попыткой заглянуть в человеческую душу и сделать какие-то выводы для себя и для зрителей без лозунгов и манифестов социально-политического свойства. Попытка просто посмотреть на то, что является главной причиной всех основных ошибок в жизни человека. Этими причинами являются страх и злость. Это также попытка узнать, можно ли от этих чувств избавиться, можно ли искупить чувство вины, которое однажды мы все приобретаем на долгое-долгое время.

«Сторож» выходит одновременно в кинотеатрах и онлайн на «Кинопоиске»…

Потому что, мне кажется, одновременный выпуск картины онлайн и в прокате дает возможность людям выбирать, на каком носителе они хотят посмотреть. Если они хотят широкоэкранного просмотра, они могут прийти в кинотеатр, если домашнего, уютного, камерного просмотра, они могут себе это позволить, не ощущая себя вынесенными за скобки, за периметр широкоэкранного проката. Выбор формата просмотра — это достаточно новая вещь, которая может принести зрителю ощущение свободы, потому что, как известно, драма не всех привлекает на широком экране.

Фото: vk.com/bykov_yuriy