Это мой город: сценарист и писатель Павел Финн
О «Бродвее» на улице Горького и духе интеллигентной провинции, о том, как потеря времени в пробках портит характер, и что различие между москвичами и питерцами придумано.
Я родился…
В Москве, за год до Великой Отечественной войны. Мама была на даче во Внуково, у нее начались схватки, ее повезли в город в родильный дом. Слава богу, что не по дороге…
Сейчас живу…
В Москве на улице Правды. Но моя родина — улица Фурманова, сейчас снова Нащокинский переулок. Между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком, параллельно Гоголевскому бульвару. Мой отец был драматургом и прозаиком, автором сценария к знаменитой картине Бориса Барнета «Окраина». Вот мы там жили, если не считать трех лет эвакуации во время войны, до середины 1970-х годов, в этом уже бывшем писательском доме. Потом, когда я уже был женат, мы жили на Плющихе. Раньше там рядом была ночная шоферская столовая, прозванная водителями «Три тополя». Еще позже перебрался сюда, на улицу Правды. Через дорогу жила Белла Ахмадулина со своим мужем, художником Борисом Мессерером. Мы с ним по-прежнему соседи и дружим.
Я люблю гулять…
Нигде. Москва сейчас не место для прогулок. А в юности любил районы Арбата, центр и ВДНХ, где прогуливал лекции с друзьями, студентами ВГИКа. Или улица Горького, ныне Тверская. Правая сторона ее, если стоять спиной к Кремлю, называлась у молодежи «Бродвей». Там был знаменитый «Коктейль-холл», ходили стиляги, «работали» фарцовщики…
Мой любимый район…
Арбат и его окрестности.
Мой нелюбимый район…
Все новые. Но вообще откровенно нелюбимого места в Москве у меня нет.
Мои любимые рестораны…
Тогда — ресторан Всесоюзного театрального общества (ВТО) на улице Горького, но он сгорел, еще кафе «Националь» и ресторан Дома кино. Сейчас — ресторан ЦДЛ (Центрального дома литераторов).
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Между жителями Москвы и Петербурга есть отличия. Они, правда, придуманы. Но они есть. Питерцы вроде как бы педантичные, а москвичи вроде более безалаберные. Да и вообще об этом трудно судить изнутри. Я же москвич. Как я могу сказать, каков я? Что точно — в Москве меньше улыбаются. Впрочем, в Петербурге тоже.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Москва лучше тем, что этой мой город. Здесь я чувствую себя на месте больше, чем где бы то ни было.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Многое. Москва приблизилась к понятию «европейский город». Здесь есть все внешние признаки цивилизации. Например, раньше Замоскворечье выглядело ужасно… Сейчас это роскошный район. А не нравится мне, если в ходе нового строительства сносят старые дома. Ладно какую-нибудь развалюху, но не усадьбу XVIII века.
Хочу изменить в Москве…
Дорожное движение. Оно, конечно, стало лучше, но есть к чему стремиться. Ведь потеря времени в пробках портит характер. И я бы улучшил систему очистки и обслуживания городских улиц. Потому что весной, когда все тает, по городу невозможно пройти: все в грязных лужах от тающего снега.
Мне не хватает в Москве…
Денег.
Если не Москва, то…
Таруса в Калужской области, на реке Оке. Удивительный город, где жили замечательные поэты и художники. Там прошло детство Марины Цветаевой, великий Николай Заболоцкий там писал свои стихи… В этом городе хоть как-то сохранились ощущение старой России и дух интеллигентной провинции — без жлобства.
Меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
В ресторане Центрального дома литераторов на Поварской улице. Я к этому месту привык, ко мне там привыкли, официантки много лет работают одни и те же. Туда ходишь как к себе домой и встречаешься с друзьями и знакомыми.
Мои ближайшие планы…
Преподавать дальше на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Данелии в режиссерской мастерской, которой руководит Владимир Хотиненко. Последняя картина, которую я делал, была выпущена в 2013 году — «Роль» (режиссер К. Лопушанский). За сценарий к ней мы получили премию «Ника». Сейчас меня больше привлекает проза. От кино устал — за плечами 60 картин. В 2017 году в «Редакции Елены Шубиной» вышла моя книга «Но кто мы и откуда». Также несколько моих рассказов было опубликовано в журнале «Знамя». А в скором времени должна выйти книга о кино, которая охватывает период от смерти Сталина в 1953 году до 5-го Съезда кинематографистов в 1986-м.
Фото: Photoagency Interpress/Global Look Press