, 3 мин. на чтение

Это мой город: театральный критик, переводчик, драматург Ольга Федянина

О раздвоении личности москвичей на улице и дома, о большом желании передать столичные функции петербуржцам и посмотреть, что будет, и о том, что человеку в большом городе нужно мало друзей.

Я родилась…

В Москве, в роддоме имени Грауэрмана, где все, в общем.

Сейчас живу…

В Москве, на Хорошевке. Потому что здесь жила моя мама, потому что здесь тихо, несмотря на шоссе под окнами, и потому что мне нравится этот анонимный «лунный» пейзаж из шестнадцатиэтажек.

Люблю гулять…

Где угодно, когда сумерки и вокруг много домов: в Москве я больше всего люблю разноцветные окна.

Мой любимый район…

Сейчас, видимо, та же Хорошевка. Я здесь все обжила, мне уютно, хотя по-прежнему не хватает хороших кафе, не утрамбованных в торговые центры. Торговых центров как раз более чем хватает.

Мой нелюбимый район…

Я оппортунист и в любом месте минут через пятнадцать начинаю прикидывать — здесь тоже было бы неплохо пожить. Единственный район, в котором мне эта мысль не приходила в голову — Некрасовка, куда меня несколько раз занесло по делам. Куча панельных башен, столпившихся посреди пустыря, наводит уныние запредельное.

В ресторанах…

Все время бываю, в случайных. То есть в тех, где кухня еще работает, когда вечерний спектакль закончился. Вот недавно после Большого театра это была «Чайхона» где-то в Петровских переулках. При прочих равных там еще не должно быть музыки и можно курить айкос.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

В том, что они поразительно отличаются сами от себя. Человек, встреченный вами на улице, агрессивен и неприятен, тот же самый, но у себя дома — душевнейший, заботливейший друг, товарищ и брат. У моих европейских друзей от этого всегда начинается раздвоение сознания, я их понимаю, хотя уже давно привыкла и вообще сама такая же.

В Москве лучше, чем в мировых мегаполисах: Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…

Про Нью-Йорк не знаю, от всех остальных Москва отличается в лучшую сторону своей круглосуточностью. Это город 24 слеш 7. Идешь ночью по пустой улице, и эта улица каким-то образом живет и не спит. В моем очень спокойном доме, если посмотреть на него часа в четыре ночи, всегда горят окна в нескольких квартирах — иногда я их пересчитываю.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

В Москве появилась масса сервисов, частных и муниципальных, от платной медицины до ночного нотариуса. И это очень хорошо — человеку в большом городе нужно мало друзей и много помощников. Плохо то, что, как говорят мои немецкие друзья, все это «бизнес при хорошей погоде», то есть все получается, пока нет осечек, но стоит случиться одному косяку — и все сразу валится в тартарары, потому что никакого механизма быстрого и бесшумного исправления косяков в эти сервисы не встроено.

Хочу изменить в Москве…

Тайная, бессмысленная мечта — чтобы из Москвы уехала столица. Очень хочется пожить в большом провинциальном городе. Без вот этого вот всего: без кортежей, понтов, административных амбиций, стометровых новогодних гирлянд, без функции всероссийского пылесоса денег и людей. Просто посмотреть, как это будет, что само собой умрет, что останется, что добавится. Москвичи, давайте вернем столицу Питеру!

Мне не хватает в Москве…

Не хватает всегда одного — энергии. В Москве человек с нормальным уровнем адреналина не может сделать больше двух осмысленных дел за день. Если только не назначать деловые встречи у себя дома на кухне, что в последнее время, к счастью, вышло из обихода. Любая перемена места требует таких затрат энергии, что силы оказываются на исходе примерно к обеду.

Если не Москва, то…

Берлин, Рим, Венеция, Новосибирск, Екатеринбург, Петербург.

В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…

В театре, в театре, в театре. Но это тоже работа…

Моя книга «Краткое содержание»…

Это сборник статей за последние семь лет — как меня заверил мой издатель, большая редкость, потому что никто не переиздает газетные театральные рецензии. Что, в общем-то, понятно — это газетный жанр, сиюминутный. Но такие быстрые отклики, когда их складываешь вместе, образуют какую-то совсем другую картинку нашей театральной (и не только театральной, там есть и книги, и фильмы, и выставки) жизни как самостоятельного и самоценного ландшафта. Кроме рецензий в книге есть еще два раздела с «длинными» текстами, посвященными разным сюжетам современной культуры, от российской культурной политики до, условно говоря, #MeToo. Так что это для меня книжка-конструктор, книжка-инсталляция, я ее не писала, а собирала из уже написанного, чтобы самой увидеть новый контекст. Я думаю, заинтересовать она может тех, кому хочется прочесть своего рода дневник современного культурного пространства, из которого убран весь газетно-сетевой белый шум.

Презентация книги Ольги Федяниной «Краткое содержание» состоится в воскресенье 23 февраля в 16.00 в Центре Вознесенского на Большой Ордынке.

Фото: Олимпия Орлова-Вилберг