Это мой город: телеведущий Федерико Арнальди
О переезде из Италии в Москву, где первое время приходилось быть уличным музыкантом на Арбате и шататься по гостям — бывшим клиентам, и о том, что после Рима здесь удивляет.
Я родился…
В Риме, но жил там только два года, когда мне было 11 и 12. В основном в Рим я приезжал в гости к бабушке. Большую часть своей жизни я провел в 50 минутах езды от Рима, в морском городке Санта-Маринелла — Святая Маринелла. Городок небольшой, всего 10 тыс. жителей, но очень живописный. Его всегда называли жемчужиной Тирренского моря. Там любили покупать себе виллы звезды dolce vita — поближе к Риму, где, как известно, находится итальянский Голливуд.
Там прямо на пляже есть средневековый замок. С другой стороны замка есть скрытая тропинка, которая ведет до секретного пляжа с черным вулканическим песком — очень живописно. В юности и детстве мы много времени проводили на море: купались, ныряли и голыми руками доставали со дна морских ежей, а вооружившись гарпуном, могли добыть и осьминога. Мой дедушка был настоящим морским волком. У него была лодка, и время от времени он брал меня с собой на рыбалку. Не могу назвать нас слишком удачливыми рыбаками, но у дедушки всегда при себе была суперэффективная приманка для рыб — купюра в 50 тыс. лир. Так что в случае плохого клева, вернувшись на берег, мы просто затаривались в местной рыбной лавке.
У небольшого туристического порта есть еще один замок. Там есть терраса, где я любил сидеть и смотреть на волны. Там я учился играть на гитаре, потом начал сочинять свои песни. И всегда мечтал, глядя на горизонт. Всегда хотел узнать, что кроется за этой линией — грезил однажды взять и уехать туда, в неизвестность, чтобы открыть для себя мир, что кроется за горизонтом. Что, собственно, потом и сделал.
С одной из сторон Санта-Маринелла обрамлена холмами, на вершинах которых располагались теплицы, где раньше выращивали цветы. Особенно мой город славился розами и в этом деле был достойным конкурентом знаменитому Сан-Ремо. Но с волной глобализации выращивать цветы стало экономически невыгодно — дешевле было покупать их у главного мирового цветочного гиганта Голландии.
Ежегодно у нас был карнавал, когда по улице ехали carri, то есть движущиеся платформы с определенной тематикой. Каждый район города представлял свою. Мы тоже всегда участвовали там.
Всю зиму в Санта-Маринелле живешь в ожидании лета — и оно настает достаточно быстро.
Как я переехал в Москву…
С 2007 года я потихоньку открывал для себя Россию — влюбился тогда в девушку, у которой были русские корни. После чего познакомился с другой девушкой из России. Мне стало очень интересно изучать вашу культуру, музыку и язык. Я начал приезжать как турист, чтобы посещать бывшую девушку. Начались мои приключения итальянца в России: знакомство с плацкартой или с окунанием в прорубь.
Дома, в Италии, начал работать с русскими туристами, для которых я организовывал собственные авторские туры. Мы вместе изучали итальянский язык, посещали разные интересные места в Италии, собирали виноград и оливки на моей семейной плантации — делали вино и масло. И на протяжении нескольких лет я продолжал слушать от них одно и то же: «Федерико, тебе надо в Россию не как туристу, а переезжать. Россия тебя полюбит сто процентов, ведь мы тебя любим», — я неоднократно слышал это от разных людей. И в какой-то момент понял, что действительно будет интересно переехать в Россию.
Моей главной целью было развиваться в музыке. Я знал, что в России есть невероятная любовь к Италии. И знал, что в России есть возможности работать с музыкой: проводятся корпоративы, организовывают концерты в заведениях во время ужина. Италия по отношению к музыке устроена совершенно по-другому. И в июле 2017 года я взял сумки с вещами, гитару и отправился в Москву. Именно в Москву, понимая, что здесь наибольшее количество конкурентов, но и возможностей. У меня не было связей, зато были клиенты, которые быстро превращались в друзей. Когда я понял, что буду переезжать, то предлагал отдыхать в Италии за мой счет с условием, что когда я приеду в Россию, мне дадут возможность погостить. Так и случилось: в Москве мне было, где ночевать, и были некоторые контакты. Зато не было понимания, откуда вообще начинать развиваться как музыканту. Но я знал, что у вас есть улица музыкантов и артистов — Арбат. Я подумал, что оттуда и начну. Это будет самая крутая школа: ты на улице, люди не пришли на твой концерт, а просто проходили мимо — и ты должен суметь отвлечь их от дел своей музыкой. До сих пор убежден, что Арбат — самая крутая школа. Выступал ежедневно, без пауз, понимая, что иначе упущу поток людей, который обо мне тогда никогда не узнает. Там меня кто-то заметил, предложил выступать в заведениях, сниматься в передачах. С одной стороны, Москва открыла для меня невероятные возможности. Но, с другой стороны, не могу скрывать, что вначале она меня не приняла. Москва такая — она королева, она принимает, но испытывает, ведь все стремятся в Москву, но не все остаются здесь.
Я часто переезжал c места на место, от друзей, которые меня могут приютить, до следующих. В жесткую, холодную для итальянца зиму не было возможности ежедневно работать на улице. В результате в какой-то момент стоял на коленях в слезах — почти на грани, чтобы сдаться и уехать домой. Но я сделал все для того, чтобы обо мне узнали, не ленился ни дня: выступал в ресторанах, работал без выходных, отказывал себе в поездке к семье домой, ходил на съемки и всегда оставался там до победного, чтобы познакомиться с как можно большим количеством людей в индустрии. И мое упорство дало плоды — в конце концов меня пригласили на кастинг на НТВ, ну а дальше понеслось…
Тот район, с которого все началось — Сокольники. Сначала я жил там, потом переехал жить на раскладушку у других друзей, тоже в Сокольники. Очень люблю и этот парк. Кстати, в хорошую погоду там делали уголок с фортепиано — я любил туда ходить, чтобы потренироваться играть и сочинять. Как только люди слышали, что я из Италии, то просили играть что-то итальянское.
Потом я успел переехать в Кузьминки — район специфичный: я его не знаю хорошо, потому что только ночевал там. Только небольшой сквер недалеко от нашего дома помню.
После этого я оказался в Бутово, которое стало для меня небольшим открытием — необъятные дома-муравейники, где тысячи и тысячи семей. Настоящий спальный район, совсем другой вид жилья. Но мне там было очень комфортно, правда, далеко добираться в центр города, чтобы работать, тем более с музыкальным оборудованием.
И вдруг я поселился в самом центре города — жил у метро «Кропоткинская», где меня приютила мама знакомых, полиглот и меценат, которая помогает молодым артистам. Бабуля, у которой можно научиться многому. Я был близок с ее семьей — они одни из моих первых русских знакомых. У нее была потрясающая квартира в старом доме с высокими потолками, вся обставленная антикварными вещами. Вокруг тоже была красота: особняки, музеи, посольства, храмы. Единственный минус — практически не было продуктовых магазинов и спортзалов в пешей доступности.
После я переехал на Преображенскую площадь в небольшую советскую квартиру. Так что я успел увидеть и опробовать на себе всю палитру советской и российской жилой архитектуры.
И наконец я оказался там, где живу уже второй год — в Новокуркино, около Химок, недалеко от аэропорта Шереметьево, что стало главной причиной, почему я туда переехал. Сейчас в связи с моей работой в программе «Поедем, поедим!» я снимаюсь пять-семь дней в неделю в разных городах и странах. В связи с этим безумно важно экономить время от и до аэропорта. Мне очень нравится этот тихий спальный район. Все есть для жизни.
Мои нелюбимые районы…
Трудно судить. Образно могу сказать, что это районы, где нет пешеходных зон, парков, скверов, возможностей прогуляться на улице. «Москва-Сити», например, впечатляет: и вид на эти небоскребы, и их высота, и когда ты смотришь на город изнутри. Но для жизни, мне кажется, это сложно. Не хватает зелени: много красивого стекла и железа, но нет деревьев. И меня смущают пункты контроля и пропуска по пути в квартиру. А если гостей приглашать? Заранее оформлять пропуска. И люблю, и не понимаю.
Мне трудно судить, кто такой москвич…
Мне кажется, я как иностранец вообще не имею на это права. Зато могу сказать одно: Москва меня всегда поражает тем, что здесь живет много людей, которые двигаются вместе с этим городом в сумасшедшем динамическом темпе. А живут они здесь, потому что они целеустремленные, у них есть планы на развитие, вдохновение. Для меня настоящий москвич тот человек, который может меня вдохновлять. В Италии общение происходит по-другому, это про расслабление — обсуждаются какие-то приятные темы. Даже в других регионах России не совсем так, как в Москве. Именно Москва притягивает таких людей к себе своей средой. Настоящий москвич — вдохновитель. Стал ли я им? Не знаю.
В Москве мне не хватает…
Я бы добавил моря! Пляжей! Это что-то из серии фантастики, но у каждого человека, кто вырос у моря, есть особенная с ним связь. И это то, по чему я больше всего скучаю — есть у моря какая-то магия.
А еще я бы убрал пробки: у вас отличные расширенные дороги, есть самое лучшее на свете метро, но откуда столько машин в любое время дня?
Сравнивая Москву с другими городами…
Москва довольно сильно выделяется своей архитектурой и обликом. Первый раз, когда я ее увидел, был очень потрясен. А когда после Москвы увидел Питер, то подумал, что хочу обратно в Москву. Питер для меня знакомый, архитектура напоминает европейскую.
Я родился рядом с Римом, жил там. Почему бы не сравнить два моих родных дома? Рим поражает своей историей — куда бы ты ни посмотрел, увидишь палитру эпох: Древний Рим, барокко, Ренессанс. Улицы в Риме узенькие и уютные. Москва в этом плане немного уступает. В Москве не настолько древняя история: есть исторические части города, которые поражают, но все совмещается с современностью.
В Москве широкие дороги и тротуары — это прекрасно для жизни. В Москве есть много масштаба и чуть меньше уюта, чем в Риме.
Рим уступает в плане метро — копать там невозможно, только начнешь, найдешь работу археологам. Поэтому у нас в Риме всего лишь три очень простые линии метро. Метро в Москве безумно эффективное — не помню, чтобы ждал поезд дольше 2–3 минут, да и линий столько, они везде. Плюс к этому метро в Москве — шедевр искусства. Это лучшее метро в мире.
В Москве все работает в любое время — это прекрасно. В Риме немножко другие жизненные законы — это тоже имеет место, и я к этому привык, когда ты знаешь, что на обед и ужин выделяется определенное время в кафе. Таким образом, обед и ужин — ритуал, который соблюдают все 60 миллионов итальянцев. Это атмосферно, но не совсем удобно для современной динамичной жизни, к которой я привык здесь.
При этом в Риме сохраняются небольшие бары, рестораны и магазинчики, которые семьи передают друг другу из поколения в поколение. Вся Италия держится на семейном маленьком бизнесе, чего абсолютно нет в Москве. Это не то что плохо, просто не хватает этой атмосферы.
Но плюс Москвы в сетевых современных концепциях бизнеса, более заточенного на сервис. Рестораны в Москве всегда стараются удивить гостей. Не могу сказать, что в Риме есть такое внимание к деталям. Там роль играет не интерьер, а экстерьер — то, что снаружи: ты ешь на веранде с видом на Колизей.
В Москве очень много магазинов цветов, а в Италии не принято так часто дарить цветы, поэтому когда нужно, не знаешь, где их искать.
Зато в Риме есть исторические фонтаны с питьевой водой, а в Москве такого нет, только современные в некоторых парках.
Такси в Риме — пару раз я ездил на нем, но это недоступно, неудобно, непонятно, как его заказать. А в Москве такси — мечта: стоит только достать телефон — и в любое время в любом месте оно тут как тут. То же самое с доставкой чего угодно — в Москве это безумно развито.
Москва гораздо более ухоженная, упорядоченная и опрятная — весной повсюду высаживают цветы, что не очень популярная тема у нас в Риме. При этом воздух в Италии чище, при том что Рим тоже очень большой город. Если в Москве на несколько дней открыть окно, то на подоконнике скапливается черная пыль — я не видел такого до переезда в Москву. Хотя слышал, что есть здесь и хорошие районы с чистым воздухом.
Тридцатилетие канала НТВ и программа «Поедем, поедим!», которую я веду…
Название уже все подсказывает: мы путешествуем, как по всему миру, так и по России, и показываем зрителям, как и где отдыхать — с адреналином или расслабленно. Показываем красивые города и природу. И, естественно, важная составляющая — еда: я дегустирую либо блюда высокой кухни, либо что-то традиционное, пробую стритфуд. Еще и готовлю вместе с местными героями и героинями. Фишка нашей передачи, что я, ведущий, иностранец, поэтому когда мы ездим по России, то я обращаю внимание на то, что кому-то привычно, а мне удивительно. Зритель видит свою страну через восприятие иностранца. Например, для меня шок, что вы едите хрен: я плачу, слезы текут, неприятно, а мне говорят, что в этом и есть кайф.
По поводу кухни: я ежедневно пробую новые блюда, меня стало безумно сложно удивить едой, а Москва тот город, которому удается до сих пор меня удивлять. При этом нет как таковой московской кухни, зато есть понимание, как делать рестораны с исключительными интерьерами, как разрабатывать потрясающие воображение блюда, как довести сервис до идеала. Москва — гигантский белый холст, где люди не боятся рисовать, используя всю палитру красок. В Италии строго и консервативно относятся к кухне, поэтому создают множество ограничений. Это хорошо в плане сохранения традиций, но плохо в плане экспериментов.
Кстати, телеканалу НТВ, благодаря которому я столько всего увидел, попробовал и узнал, 10 октября исполняется 30 лет. Раньше я и не мог себе представить, что стану частью этой телевизионной семьи со столь богатой историей. Испытываю гордость, создавая эту историю вместе с НТВ.
Программа «Поедем, поедим!» каждую субботу в 8.20 на НТВ.
Фото: предоставленной пресс-службой телеканала НТВ