Мария Ганиянц

Хедхантер Алена Владимирская: «Если ты хреново работал, никто не виноват, что у тебя сложности»

9 мин. на чтение

Массовые сокращения офисных работников подтолкнули известного московского хедхантера Алену Владимирскую и ее партнера Сергея Дружинина к созданию принципиально нового онлайн-сервиса по подбору вакансий для «белых воротничков»: умный алгоритм не только бесплатно пришлет на почту самые релевантные предложения на рынке, но и покажет новые возможности в кросс-сферах, о которых соискатель даже не задумывался.

«Москвич Маг» поговорил с Аленой Владимирской о том, что пандемия стала триггером для «слива» топов и массовой чистки офисного планктона, какие сферы деятельности в ближайшее время уйдут в прошлое, чего нельзя говорить на собеседовании и почему главный конкурент москвича за рабочее место — компетентный провинциал на удаленке.

Как пандемия повлияла на рынок труда и есть ли разница между весенним и нынешним локдауном?

Для рекрутеров нет ни первого, ни второго локдауна — просто идут перманентные сокращения офисных работников во всех индустриях, плюс уходят рабочие места, связанные с автоматизацией. Просто теперь уже всем бизнесам стало очевидно, что самый проблемный и дорогой ресурс — люди. И большинство компаний еще до весеннего локдауна (из-за экономической ситуации в стране в целом) решили, что будут закрывать бизнесы, где-то сокращать, а где-то банкротить. Если говорить про конкретные пострадавшие отрасли, то все плохо с туризмом, авиаперевозками, непродуктовым ритейлом, логистикой и транспортом, сложности есть и у нефтянки, эта синекура закончилась.

А пандемия — хороший повод, чтобы избавиться от офисного планктона, а остальных под кризис заставить делать двойную работу. Офисные экономисты, юристы, сотрудники HR, бухгалтерия будут со страшной силой сокращаться.

Вот портрет человека, которого либо уже уволили, либо сократят в ближайшее время: это невысокого уровня эксперт (таких на рынке примерно 30%) с зарплатой выше 170 тыс. рублей, работающий в вышеперечисленных индустриях. Если индустрия сокращается в целом, то на рынок выходит много людей со схожими компетенциями, но для них нет другой точки входа.

При этом всем нужны продажники и востребован весь digital. Но порыв бухгалтера, изучающего рынок спроса, повысить свои digital skills и отучиться, к примеру, на программиста, скорее всего, не принесет желаемого результата. Возрастной программист после курсов и без опыта не конкурент даже студенту третьего курса Бауманки, пишущему алгоритмы со средней школы. Выход один — найти свои сильные стороны и прокачать их, прокачать свою экспертизу.

Сокращают сейчас и старых топов (речь не про возраст), которые занимались развитием и капитализацией компании, выходом на IPO, тратили огромные бюджеты на расширение бизнеса. Эти руководители не умеют работать, когда рынки сильно сжались, и сжались надолго, не умеют считать расходы до сотой доли процента или владельцы бизнеса не верят, что они способны к экономии.

Пандемия — хороший повод, чтобы избавиться от офисного планктона, а остальных под кризис заставить делать двойную работу.

Итог — на рынке большое количество top и middle, которые работали на рост компании с прекрасными результатами, но их раз за разом не берут на вакансии ни управляющих, ни директоров, потому что сегодня нужны другие навыки, антикризисные, сейчас важен навык оптимизации процессов и экономии до копейки.

И, наконец, пандемия практически убила малый бизнес, 60% владельцев просто не пережили кассовые разрывы. Они, конечно, возродятся, но сейчас бывшие владельцы мелкого бизнеса обивают пороги больших компаний, чтобы их взяли на стабильную работу. Но считается, что люди с таким бэкграундом плохо приживаются в корпорациях. И это правда, у них иные skills, не нужные большой компании.

Какие секторы точно будут расти?

E-com, все онлайн-развлечения (прежде всего кинотеатры), коммерческая медицина и фарма, российский агро- и продуктовый ритейл, кибербезопасность, дроны и роботы (прежде всего перевозчики и переносчики всего), вся автоматизация и альтернативное образование, от онлайн до любых альтернатив школам.

Если в конкретных цифрах, сколько «белых воротничков» осталось без работы в Москве?

Если брать весь столичный офисный планктон за 100%, то безработица или скрытая безработица (большинство «белых воротничков» не встают на учет на биржу труда — стыдно) составляет примерно 7–8%. До первой пандемии было 3–4%. По мировым меркам это немного, но для нас увеличение в два-три раза существенно.

Начнут ли возвращаться в Россию специалисты из-за границы?

Ко мне на консультации приходит много россиян из Европы, в основном южной. Они хотят вернуться, но это очень сложно. Многие больше десяти лет живут не в России, они совершенно потеряли связь с нашей реальностью и связи с людьми, что крайне важно для карьеры топа. Если честно, они слабо конкурентоспособны.

Что будет с рынком труда в Москве после пандемии? Станет ли меньше приезжих, может, кто-то уедет домой, чтобы работать дистанционно?

Что будет — непонятно. Рекрутинг — производное от экономики, а экономика пребывает в состоянии неопределенности. Но с рынком труда столицы все равно будет лучше, чем в других местах. Москва — богатый город, здесь сидят головные офисы большинства компаний, она останется центром с точки зрения построения карьеры и будущего, даже если в полном объеме не восстановится работа в офисе. Дело в том, что ключевых людей всегда будут держать в офисе, ведь именно в коллективе человек растет и развивается. И за карьерой будут ехать в Москву. Хотя какие-то этапы вроде позиции среднего звена в компании начнут проскакивать на местах.

Для офисных москвичей, которые могут работать на удаленке, основным конкурентом становится провинция. Зачем брать москвича на удаленку, когда я могу взять человека из моей родной Вологды с теми же компетенциями, но заплатить ему вдвое меньше? На москвичей сегодня сильно давит провинциальная история.

Какое ближайшее будущее у работающих московских пенсионеров: учителей, преподавателей вузов, сотрудников Академии наук, которые создали много проблем своим работодателям из-за указов мэра?

Учителей часто не хватает, и их, скорее всего, оставят, а вот ученых, думаю, массово отправят по домам. Обидно, да. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Я наблюдаю интересные тенденции: когда пенсионеры поняли, что им ни государство, ни компании не помогут, то стали самоорганизовываться. В сегменте онлайн-образования возникли классные микробизнесы, которые делают как раз специалисты 65+.

А что делать людям в районе 50, когда еще до пенсии далеко, но их резюме в большинстве случаев даже не рассматривают из-за эйджизма работодателей?

Возраста не существует, если ты суперэксперт. Но если ты всю жизнь хреново работал, никто не виноват, что у тебя сложности. Хотя согласна, в нашей стране найти работу для соискателя старше 50 лет, рассылая резюме привычным путем, практически нереально.

Для офисных москвичей, которые могут работать на удаленке, основным конкурентом становится провинция.

Единственный путь — наработанные профессиональные связи, ваш личный network. Но наши люди в отличие от американцев стесняются сказать, что они ищут работу. А зря, надо сообщать всем вашим знакомым, чтобы вас рекомендовали. Тогда шанс, что резюме рассмотрят, очень большой.

Чего категорически нельзя говорить на собеседовании?

Ничего плохого о прошлом работодателе, даже если он редиска, нельзя врать и приходить, ничего не зная о компании.

Вы утверждаете, что придумали принципиально новый рекрутинговый сервис для самых интересных вакансий, но пока нет ни сайта, ни названия и непонятно, как он работает.

Это такой маркетплейс крутых вакансий (редкие предложения, которых, скорее всего, нет на HeadHunter) с функцией объяснить, если что-то пошло не так. Но название ресурса действительно пока не разглашаем, так как натягиваем дизайн на новом домене, и он еще пару месяцев будет закрыт для пользователей.

Но сама рассылка вакансий уже функционирует, на нее можно подписаться, заполнив анкету всего из четырех пунктов на моем сайте, и совершенно бесплатно каждый понедельник получать релевантные вакансии.

Что для этого надо сделать?

На главной странице анкета, всего четыре поля, которые надо заполнить: отрасль, в которой вы работаете, функция, размер компании и ваш личный уровень (top, upper-middle, middle, junior).

Нам достаточно этого алгоритма не для того, чтобы показать все многообразие вакансий, а чтобы отобрать лучшее именно для вас, включая те вакансии, которые могут подойти, если соискатель прокачает какие-то свои навыки. Резюме прилагать не нужно. В резюме все врут, и соискатели, и работодатели.

После этого еженедельно по понедельникам вам будет приходить рассылка — 10–12 реальных вакансий, в том числе смешные типа смотрителя маяка в Новой Зеландии или переворачивателя пингвинов.

Можно на конкретном примере рассказать, как это работает? Вот я фрилансер уже лет пять как. Работаю на ряд изданий, пишу аналитику и специализируюсь на интервью. До этого много лет работала в «РИА Новости», а еще раньше — на ТВ. Профессионального журналистского образования нет, в анамнезе — истфак МГУ, философский РГГУ и диссер по истории философии. Возможно, могу применить навыки в самых разнообразных областях вне медиа, но актуального релевантного опыта нет. Каким образом вы без резюме это поймете?

Придется вас разочаровать, диссертация по истории философии в наши дни не пригодится нигде. Я такая же, у меня диссертация университета Сорбонны по французской литературе XVIII века. Можем с вами только перед ухажерами этим похвастаться.

Поэтому вы, как и все, заполняете анкету: отрасль — медиа, уровень — как вы себя сами определите, функция — редактор или автор, компания (можно выбрать две опции — прошлая и нынешняя). Тогда в рассылке вам начнут приходить не только медиа, но и смежные секторы, куда можно перейти: скорее всего, будет пиар, корпоративные СМИ, НКО и прочее.

В резюме все врут, и соискатели, и работодатели.

Если что-то понравится, то, нажав кнопку «откликнуться», можно будет приложить резюме. И даже если у вас нет релевантного опыта, то умный человек может под конкретную вакансию переделать свое резюме. Не врать, а именно вытащить нужные навыки.

Например, для благотворительных фондов будет важен ваш опыт в «РИА Новости», умение работать с госорганами, большими спикерами и донорами. Это все соискатель может сделать сам либо с нашей помощью, задав вопросы, ответы на которые тоже бесплатны.

Почему вы все это делаете именно сейчас, когда пандемия?

Рекрутингом и карьерным консалтингом я занимаюсь уже 20 лет и вижу закономерности на рынке. И вот лет пять назад миддл- и топ-менеджеры, «белые воротнички» любого уровня стали говорить, что на крупных сервисах по поиску работы (HeadHunter и аналогичные ресурсы. — Прим. автора) нет хороших вакансий и непонятно, где и что искать.

И они правы. Топовые и интересные вакансии просто перестали выкладывать на ведущих рекрутинговых ресурсах или, если они попадали туда (например, их ставили для протокола по корпоративному нормативу), отклики не просматривались.

У рекрутеров для этого есть веские причины. Во-первых, когда человек пишет резюме, то чаще всего он врет или пишет не полную правду, присваивает чужие достижения и прочее, во-вторых, откликнуться на открытую вакансию может любой, и HR просто тонут под валом резюме. Например, на вакансию директора издательского дома в первые же минуты приходит 900 откликов, включая CV слесаря и заместителя главбуха маленького предприятия в Свердловской области. Меня просто сносит от этого потока. Не только разбирать это все времени нет, но и почти нет шанса откопать релевантное резюме.

Поэтому в последние годы рекрутеры закрывают такие вакансии не через специализированные сервисы, а через сарафанное радио профессиональной среды, профильные закрытые группы в Telegram, Facebook, закрытые ресурсы типа LinkedIn или грейдовые группы, например сообщество какого-нибудь MBA. Таких ресурсов очень много, они маленькие, все их знать невозможно и, естественно, куча интересных вакансий проходит мимо соискателя. Разве что случайная ссылка в Telegram или Facebook прилетит.

С другой стороны, мир стал кросс-платформенным, и сегодня редактор журнала может делать карьеру не только в СМИ, но и уйти в Сбербанк, чтобы создавать там какой-то контент, или стать директором благотворительного фонда. Раньше я такие вещи вручную подбирала. Но история, что где-то рядом есть вакансия мечты, но нет точки, где человек о ней может узнать, есть мешающий этому gap, меня волновала давно.

Этим летом мы придумали и разработали инструмент, который еженедельно подбирает с десяток интересных вакансий, одна половина из которых подходит именно вам и прямо сейчас, а другая может подойти в течение года, если вы прокачаете какие-то skills.

Кроме того, наш ресурс устраняет одну из главных проблем сегодняшнего рекрутинга — отсутствие обратной связи, когда соискатель совершенно не понимает, это он не подходит, или вакансия уже закрылась, или просто его резюме никто не видел. Наши специалисты, даже если не будет отклика от конкретного работодателя, всегда дадут обратную связь, такой инсайдерский консалтинг.

Я уверена, что в нынешних условиях, когда хороших вакансий ни хрена нет, работы нет или ее долго надо искать, эта таргетная рассылка — один из самых нужных сервисов, не менее важных, чем доставка еды. Потому что без хорошей работы и еду не оплатишь.

А не боитесь захлебнуться от наплыва резюме и повторить судьбу HeadHunter?

У нас сейчас примерно 17 тыс. пользователей, конкретную вакансию получат не более 150 человек, откликнутся еще меньше. Именно поэтому резюме наших кандидатов будут рассматриваться вне очереди, так как мы даем релевантность.

В чем лично ваш профит? С кого деньги брать планируете?

Пока мне никто не платит, все делаю на свои деньги. Потом, естественно, будут платить компании. На самом деле они уже сейчас хотят платить, но пока интерфейс не готов, еще три-четыре месяца все будет бесплатно, а сама рассылка всегда останется бесплатной.

Фото: из личного архива Алены Владимирской

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->