Как Atlantica Bistro впервые в истории подало в суд на ресторанного критика Михаила Костина
Ресторанный критик Михаил Костин оценил заведение Atlantica Bistro на Цветном бульваре на 1,2 звезды из пяти возможных и поплатился за это — владельцы бистро подали на критика в суд. Они требуют опровергнуть информацию, порочащую деловую репутацию заведения, удалить с сайта Михаила Костина moscow-restaurants.ru рецензию на бистро и взыскать с него 100 тыс. рублей судебных расходов. Тяжба началась прошлой осенью, когда Костин опубликовал отзыв о заведении. Иск будет рассматривать арбитражный суд Москвы.
Atlantica Bistro — детище Сергея и Максима Дыриных (Atlantica Group), которые войдут в историю московской гастрономии в том числе как рестораторы, впервые в нашей истории жанра подавшие в суд на критика.
«В отличие от Atlantica Seafood (другое заведение Дыриных, на Кутузовском проспекте. — “Москвич Mag”) Atlantica Bistro — место откровенно халтурное, с незатейливым удешевленным интерьером, раздутым меню, слабой едой, еще более слабым контролем качества и провальным обслуживанием. Задумка, конечно, ясна — на Цветном рядом с цирком и Никулиным туристов много, они все сжуют, но не до такой же степени… Если честно, настолько плохого начала я в Москве давно не встречал, так что лучше уж в Rostic’s», — писал в обзоре Михаил Костин.
«То, что вы назвали незатейливым удешевленным интерьером — результат работы дизайн-бюро Static Estetic, среди проектов которого Strelka Bar, Afina и Folk. А “бюджетное оформление” — выбранные дизайнерами для декора итальянский мрамор, натуральная кожа и дерево ценных пород, плюс мебель европейских брендов Froa, Parla, Midj и Pedrali стоимостью 40–90 тыс. за предмет, не говоря уже об итальянской печи за 1,5 млн, — так в Atlantica Bistro прокомментировали обзор. — В “откровенно халтурное место” каждый день стоят очереди, а большинство отзывов о нем положительные, потому что да — и премиальные морепродукты, и быстрое обслуживание, и цены на 30% ниже, чем в других ресторанах того же сегмента. Также наш юрист просит удалить не соответствующую действительности и порочащую нашу деловую репутацию информацию про задержки зарплаты сотрудникам. Управляющий, кстати, в Atlantica Bistro — мужчина».
Из обзора требуют удалить вот это: «Сразу предупреждают, что еду выдают по мере готовности, потому что (якобы) бистро, а это странно: люди, например, заказали пирожок, первое, второе и компот, а им все вразнобой или сразу. Прямо за соседним столом офис управляющей, с разборками, разъяснениями по поводу задержек зарплаты и собеседованиями сотрудников. Я, конечно, за оперативное решение вопросов, но своих, не чужих и не рядом с “камбалой”. Советов и рассказов нет, пояснений ноль, вовлеченность минимальная. Всем вокруг (персоналу) все равно, включая гражданку управляющую и уборщицу, которая, пока я жевал, решила мыть пол под моим столом и между моими ногами. При этом туалет, вниз по лестнице, грязный — так, может, лучше было начать с подвала?»
Михаил Костин обозревает московские рестораны с 2001 года. Автор почти двух десятков книг в жанре фантастики. Живет то в Москве, то в Кампионе-д’Италия. Занимается недвижимостью.
«Может быть, это была и не управляющая, а она выполняла управленческие функции, поэтому я назвал ее управляющей, — рассказал Костин журналисту “Москвич Mag”. — Может быть, это была какая-то знакомая управляющей, может быть, это была пиарщица, может быть, это была подруга владельцев — я не знаю, что это за человек был. Но, видно, что-то им резануло слух, и они решили зацепиться именно за эту фразу».
Иски к критикам за ругательные рецензии — большая редкость не только в московской, но и в мировой практике. «За 24 года моей деятельности как ресторанного критика это первый такой случай, — говорит Костин. — Угроза судом для меня не новость, ну а то, что люди пошли дальше и подали иск, было немного неожиданно. Единственное, чем я могу это объяснить, это эмоции. Либо владельцев, либо управляющей, не знаю, кто там у них главный. Я думаю, это на эмоциях было сделано. Им не понравилось, как я описал недостатки, которые выявил во время моего визита. Вполне возможно, что для других гостей в другое время все было по-другому. Но это мое мнение, мне так кажется. Потому что официально в иске у них претензии только к одной фразе, даже к одной части фразы — об обслуживании».
Обычно такие иски заканчиваются на уровне мировой. «Мне не предлагали, — признается Костин. — У меня никакого контакта с ними не было в течение всего этого времени. И я не уверен, что будет. Было официальное письмо, в котором они требовали, чтобы я убрал фразу из рецензии. Я отказался, не стал реагировать на это письмо. Соответственно, следующим этапом было их заявление в Чертановский суд. Если суд удовлетворит иск, мне это работу не усложнит. Я буду продолжать писать так же, ничего не поменяю в своем подходе к делу. Это усложнит, возможно, ситуацию для других блогеров, критиков и обозревателей, у которых нет таких финансовых возможностей, как у меня, защищать себя в суде без ущерба для своего благосостояния. У меня сейчас есть время и средства для того, чтобы полноценно защищать себя в суде против такой организации, как Atlantica Bistro».
Что сразу вызывает другой вопрос. Ресторанная критика в частности и журналистика вообще так плохо оплачивается, что критики оказываются беззащитными в конфликтах с большими компаниями. «Ресторанная критика всегда была, остается и будет моим хобби, — отвечает Костин. — Я никогда не хотел привязывать финансовую составляющую к этому делу просто потому, что, как только увлечение переходит в профессию, весь интерес и все удовольствие проходят, энтузиазм гаснет. Это становится рутиной, и все нужно делать из-под палки. Я не хотел терять задора и энтузиазма и изначально решил не заниматься коммерческой деятельностью на основе своего хобби — ресторанной критики».
Да, но как насчет хвалебных рецензий других критиков на Atlantica Bistro? «Я видел порядка 12–13 рецензий на Atlantica Bistro, из которых три-четыре были негативные, но не до такой степени, как моя. Остальные — позитивные. Очевидно, что большая их часть — заказные статьи, которые проплачивались самим рестораном. Это пиар, и он очень часто используется ресторанами, это не секрет. Ничего плохого в этом в принципе нет. Заведения часто приглашают блогеров, критиков, обозревателей, кормят их бесплатно, некоторые даже получают какой-то гонорар. Они пишут положительные рецензии, публикуют их в соцсетях. Я этим никогда не занимался и заниматься не буду».
На прошлой неделе дело Atlantica Group против Михаила Костина было передано в арбитражный суд. Дата суда пока не назначена, «Москвич Mag» будет следить за ходом дела.