«Разные бывают случаи, — Карина застенчиво улыбается на просьбу рассказать пару историй из таксистской жизни. — Бывают не только плохие. Вот я приехала на вызов. Там трое: бабушка, дочь и внук. И еще собака. В заказе про животное ничего не было. Но я согласилась. Я люблю животных. И мы ехали куда-то очень далеко, больше часа. Собака хорошо себя вела. Ее нос всю дорогу торчал из-за моего плеча. В конце я спросила разрешения и погладила собаку. Было здорово, казалось, мы одна семья. А когда приехали, внук сказал: “Спасибо. Вы такая добрая. И красивая”. И потребовал у мамы перевести мне чаевые. Было приятно. Запомнилось мне».
Карине 33 года. Она родом из Беларуси. Уже несколько лет она работает в московском такси шесть дней в неделю по десять часов в день с перерывами. Это нелегкий труд, случаи бывают разные. Не только такие теплые, как с той семьей с собакой. Недавно она приехала на вызов, а из подъезда вывалились трое вдрызг пьяных ребят. «Одеты как бомжи, — жестами показывает Карина. — Ругались, что-то орали. Вели себя неадекватно. Я не стала им открывать дверь, уехала». Что орали гуляки, Карина не слышала. Она глухая с детства. Но работает на равных с другими. Например, за отказ от вызова без уважительной причины Яндекс Такси снизит показатель ее активности в приложении. «Не думаю, что в той ситуации они встали бы на мою сторону, — пожимает Карина плечами. — Вот если бы те парни стали вести себя агрессивно во время поездки, я имею право их высадить. Но я решила уехать, не дожидаясь».
В России около 300 тыс. глухих от рождения, говорят во Всероссийском обществе глухих. Примерно половина из них владеют русским жестовым языком. 76 тыс. состоят во Всероссийском обществе глухих. И лишь 30% глухих людей трудоустроены. Система образования для слабослышащих граждан в стране работает очень слабо. Не хватает около 10 тыс. педагогов — примерно 80% от необходимого числа. Специализированные школы, колледжи и вузы есть только в крупных городах. В глубинке многие дети остаются функционально неграмотными. При трудоустройстве глухие сталкиваются с такими же сложностями, как и в системе образования. Относительно низкие средние по выборке компетенции многократно усиливаются распространенными предрассудками, которые приводят к дискриминации. Большинство работодателей предпочтут взять на работу слышащего хотя бы потому, что не знают, как общаться с глухим.
— Любая престижная работа упирается в слух, — жестикулирует Карина. — Простую, низкооплачиваемую работу найти можно. А вот если что-то сложное… Там нужно общаться, разговаривать по телефону. Обычно отвечают отказом.
Карина сменила много работ. В родной Беларуси играла за национальную сборную по футболу («Вместе со слышащими!» — с гордостью добавляет она). Это была настоящая работа, по трудовой книжке. Думала продолжать карьеру тренера, но в Беларуси за это платили слишком мало, а в России «нужны связи», которых у девушки не было. Потом Карина работала на московском заводе «Восход» и в Петербурге в автосалоне, была курьером и успела даже потрудиться на предприятии по производству детских игрушек в Польше. Большинство этих работ оплачивалось значительно ниже среднего. С этим низким потолком сталкиваются очень многие инвалиды по слуху.
— Многим глухим людям не хватает грамотности в русском языке, — считывает мелькающие знаки жестового языка наш сурдопереводчик. — У них маленький словарный запас. Из-за этого между мирами глухих и слышащих образуется непонимание. Пропасть. Глухие ведут себя по-другому, и слышащие считают их ниже себя. Возникает дискриминация. Но все зависит от человека.
«Все зависит от человека, — повторяет Карина и уверенно улыбается: — У меня такого никогда не было. Ко мне все относились как к равной».
Самая большая заслуга в том, что она избежала дискриминации и научилась постоять за себя, принадлежит ее родителям, говорит Карина: «Они слышащие! И они вложили в меня очень много: дали мне образование, грамотность, а еще показывали на своем примере, как жить. И я не сильно от них отличаюсь. Я чувствую уверенность в себе». Карина окончила колледж по специальности «оператор ЭВМ», но знания в области программирования быстро устаревают, и сегодня она не может работать по этой специальности. После этого поступила в вуз на факультет физкультуры и спорта. И хотя она завершила свою спортивную карьеру (сейчас играет в футбол только в порядке хобби), это помогло ей развить навыки общения.
Но даже с таким необычно богатым, по меркам глухих, социальным багажом многие годы Карина находила лишь низкооплачиваемую работу. Такси стало для нее настоящей находкой. У нее был опыт работы автокурьером, а главное, друзья, которые уже трудились в этой сфере. Это помогло преодолеть психологический барьер. Сегодня при полной занятости Карина зарабатывает от 100 тыс. рублей в месяц. Для неслышащего это огромный успех.
Яндекс Такси запустил одну из немногих программ привлечения людей-инвалидов по слуху. Крупные таксопарки, в которых работают глухие водители, действуют в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Петербурге и Уфе. В общей сложности к сервису подключены более 2 тыс. глухих или слабослышащих водителей в России и СНГ, заявили «Москвич Mag» в пресс-службе компании. Возможно, в российском мире глухих это самая преуспевающая социально-профессиональная группа.
— Нужны выдержка и смелость для этой работы, — объясняет мне Карина не вполне очевидную для слышащего человека истину. — Бывает, я не понимаю, что мне говорит пассажир. Иногда указывают неверный адрес. Бывает, люди нервничают, кричат. Или пытаются обмануть. Нужно спокойно к этому относиться. Не обижаться, не ругаться. Ведь обида ничего не поменяет.
Для людей с особыми потребностями обида — естественная и самая распространенная социально-психологическая реакция на свое уязвимое положение. Часто они переживают эту «обиду», отгораживаясь от общества, отказываясь от социализации, работы, активной жизни. К сожалению, пока бороться с «обидой» глухим приходится самостоятельно.
Фото: Даниил Овчинников