Сфера путешествий и туризма за последние три года поменялась больше, чем любая другая глобальная индустрия. Согласно Индексу развития путешествий и туризма Всемирного экономического форума, этот сектор потерял в результате пандемии 4,5 трлн долларов и 62 млн рабочих мест по всему миру. И хотя медленное восстановление идет уже два года, мир путешествий больше никогда не будет прежним, считают лидеры отрасли.
В России глобальные тенденции наложились на региональную геополитику, и изменения по своему масштабу превзошли все мировые показатели. Но впереди летний сезон отпусков, и миллионы людей, несмотря на политические потрясения, задумываются о том, как отдохнуть от работы и стресса. Хотя привычных возможностей посмотреть на каналы Венеции или замки Луары у многих москвичей в этом году не будет, альтернатив у них все-таки довольно много.
Туристическое импортозамещение
Вопреки мрачным прогнозам годичной давности индустрия путешествий в России не обрушилась. Россияне стали значительно меньше ездить за границу, поток иностранных туристов, приезжающих в Россию, почти совсем исчез, зато бурно расцвел внутренний туризм. Можно сказать, что туристическая отрасль входит в число лидеров по импортозамещению среди секторов российской экономики. Хотя в реальности все, конечно, сложнее, чем в резюме аналитиков рынка.
— Если судить по данным Росстата, зарубежный туризм, конечно, сократился, но не исчез полностью, — говорит директор по работе с органами власти национального туроператора «Алеан» и председатель экспертного совета Российского совета туриндустрии Юлия Скоромолова. — Если в 2019 году за границу ездили 45 млн человек, то в 2022-м — только 23 млн. Это даже чуть больше, чем в ковидном 2021-м. Но изменился профиль международного туризма. В прежние времена в Турцию ездили 6,7 млн человек. Теперь она по-прежнему лидирует, но уже с более скромным показателем — 4,5 млн. В топ-10 направлений всегда входили страны Европы. А теперь их вытеснили страны СНГ.
Из-за санкций против российской авиации прямых рейсов в ЕС не осталось. А цены на билеты даже в дружественные страны существенно выросли из-за невозможности пользоваться российским авиапарком. В результате бюджет поездок в Европу вырос в два-три раза. Есть и административные проблемы, в первую очередь с выдачей шенгенских виз.
— Запросов на шенгенские визы стало немного меньше, — говорит руководитель визового агентства Easy Viza Андрей Жолудь. — Отсеялся контингент, скажем так, экономных людей, которые раньше покупали билеты за 30 тыс. рублей, а то и за 15 тыс. Таких цен больше нет, и эти люди перестали куда-нибудь летать. Но без работы мы не сидим: желающих путешествовать на Западе пока хватает. Но оформить визы стало значительно сложнее. Получить длительную визу — на год, два или пять лет — в большинство стран теперь почти невозможно. Даже Греция, которая раньше очень либерально подходила, ставит визу исключительно на время поездки. Осталась одна Франция, которая ставит визы гражданам России в 99% случаев. И по-прежнему выдает долгие визы. Ну еще относительно лояльный подход у Испании и Италии, но только по коротким визам.
Особенно трудно получить шенген в «чистый паспорт», в котором нет более ранних виз, предупреждает Жолудь. Многие страны, например Германия, теперь отказывают даже владельцам недвижимости. Усложнилась и процедура: теперь оформление требует большого пакета документов и зачастую занимает долгое время. Но обеспеченные москвичи проявляют завидную настойчивость. Благодаря этому, а также резко выросшим расценкам на услуги визовые агентства держатся на плаву.
— В этом году, скорее всего, будет даже небольшой прирост международного туризма относительно прошлого года, — прогнозирует Юлия Скоромолова. — Но вряд ли более чем на 5%. Туроператоры работают, стараются открывать новые направления, которые раньше считались экзотическими. Например, есть небольшое снижение цен на отели в некоторых арабских странах. Сохраняются маршруты на Мальдивы, в Таиланд.
Гораздо больше людей вместо Европы поедут в ближнее зарубежье. Эта тенденция успела проявиться. Например, в январе-феврале 2023 года в Узбекистан съездили в 2,7 раза больше туристов, чем в первые месяцы 2022-го. Внезапно выяснилось, что многие республики бывшего СССР могут составить альтернативу привычным путешествиям в западном направлении.
— Европейский туризм подразумевал культурно-познавательную составляющую, шопинг, — рассказывает Скоромолова. — Такой же отдых можно найти, например, в Азербайджане. Очень интересную культурную программу может предложить Узбекистан. В Киргизии на Иссык-Куле есть доступный и очень качественный туристический продукт довольно высокого качества для среднего кошелька. Проблема в том, что это новые направления для россиян и им бывает трудно сориентироваться и сделать выбор.
Но главным итогом сокращения зарубежного туризма становится открытие россиянами собственной страны. Уже в 2022-м внутренний туризм вырос на 7%, а в регионах-рекордсменах турпоток вырос в разы. «Спрос на путешествия внутри страны вынужденный. У многих просто нет альтернативы. Но отрасли этим нужно воспользоваться», — констатирует Скоромолова.
Куда податься на Руси?
Пока пик сезона отпусков еще впереди, и большинство людей не успели определиться с направлением летнего путешествия. Выяснилось, что россияне плохо знают страну, в которой живут.
— В мире растет сектор самодеятельного туризма, — говорит Скоромолова. — А в России мы уже второй год отмечаем рост популярности пакетных туров, которые покупают у туроператоров. Специально под них РЖД, к примеру, запустили несколько десятков туристических поездов в разные регионы. Это объяснимо: люди ищут экспертизу. Поскольку им приходится открывать для себя новые направления в России, им нужен консультант, который поможет сделать выбор и даст гарантию качества.
Но самые популярные направления уже сейчас видны по статистике запросов в поисковиках. Например, россияне стали в два-три раза чаще гуглить Дагестан в качестве места для отпуска. Люди активно интересуются достопримечательностями, рассматривают доступные гостиницы и апартаменты, ищут сервисы аренды автомобилей. На втором месте по росту запросов оказался Байкал. Бронзу удерживает район Кавказских Минеральных Вод.
Но важнейшим ограничением развития внутреннего туризма, а значит, и индивидуального выбора, остается неразвитость инфраструктуры.
— Сейчас забронировать хороший отель с санаторным лечением в Минводах на июль-август уже невозможно, — разводит руками Юлия Скоромолова. — Минэкономразвития отчиталось за рост отрасли на 10%, и мы ожидаем еще такой же прирост в этом году. Но в самых востребованных регионах этот рост упрется в емкость отелей. Селить людей негде в том количестве, в котором есть спрос. Поэтому не каждый регион покажет тот рост, который мог бы.
Особенно остро не хватает отелей с четырьмя и пятью звездами, к которым привыкли люди, отдыхавшие в Европе. Не хватает и развлекательно-рекреационной инфраструктуры. Большинство таких отелей сосредоточено в Краснодарском крае. Но их разбирают в первую очередь. А спрос на санатории Ставропольского края настолько велик, что глубина бронирования может достичь одного года. «Люди бронируют номер на следующий год, еще не закончив текущий отпуск», — рассказывает Скоромолова.
В низкий сезон многие владельцы бизнеса инвестировали в свои активы, повысили звездность своих отелей. В Краснодарском крае горнолыжные курорты развивают инфраструктуру для летнего отдыха — строят спа, открытые бассейны, разрабатывают экскурсионные программы. Но совершенствование инфраструктуры не успевает за ростом спроса. Больнее всего это сказывается на любителях пляжного отдыха. Согласно прошлогодним данным Федерального агентства по туризму, именно отдых на море пользовался самым высоким спросом у россиян — его предпочитали 57% опрошенных. «Да, пляж остается очень востребованным, но расти это направление не может: в России мало теплых морей и емкость инфраструктуры ограничена», — констатирует Скоромолова.
Зато сама география России способствует росту других направлений. Российские музеи отчитываются о резком росте числа посетителей. Оказавшись закрытыми в собственной стране, граждане стали больше интересоваться ее историей и культурой. Помимо культурно-познавательного туризма стало бурно расти и направление активного отдыха.
— Активные туры растут быстрее всего. Правда, с очень низкой базы, — рассказывает Скоромолова. — Например, туры в Арктику, на Кольский полуостров, на Алтай и Дальний Восток. Всего несколько лет назад в эти места ездили единицы. Скорее исследователи, чем туристы. И на рынке было мало соответствующего продукта. А сейчас появился целый сектор компаний, которые разрабатывают активные туры, походы. Камчатка, Сахалин, Забайкалье и т. д.
Если в 2021 году в походы собирались отправиться 19% участников опроса Ipsos iSay, то в 2022-м — уже 30%. Правда, красоты дикой природы в труднодоступных районах требуют физической подготовки и доступны не всем. Кроме того, в этой сфере важен индивидуальный подход. Его обеспечивает малый бизнес, создающий целую линейку авторских туров. Некоторые предложения выходят за рамки заурядной путевки.
Russian Travel Geek
Один из самых ярких проектов, который совмещает познавательную функцию с активным отдыхом, создал москвич Артем Акшинцев. Он называется Russian Travel Geek (RTG). Его экспедиции представляют собой «симбиоз науки и путешествий», а возглавляют их ученые, сотрудники заповедников и популяризаторы науки, говорится на сайте проекта.
— В Институте водных проблем АН, в котором я до сих пор работаю, я несколько лет занимался исследованиями цианобактериальных матов в термальных источниках Камчатки, — рассказывает Акшинцев. — Это такие бактерии, которые живут только в горячей воде. Для этого я ездил в экспедиции, которые финансировались за счет грантов. Но денег не хватало, и у меня родилась идея софинансирования таких экспедиций. В 2014 году я собирал деньги на экспедицию через краудфандинг. Сделать это получилось, но стало понятно, что каждый год так поступать невозможно. И я решил попробовать взять с собой туристов и рассказывать им про окружающий мир с точки зрения науки. Получается научно-популярный туризм. Даже местами научно-исследовательский, потому что нам нужно было отбирать пробы. И в 2015-м я провел свою первую экспедицию. А вскоре выяснилось, что похожие проблемы испытывают многие ученые. И они стали обращаться ко мне за помощью в поиске финансирования своих экспедиций.
В RTG люди получают не просто путешествия, а путешествия со смыслом и миссией. Для многих это важно, говорит Артем: «Нужно, чтобы путешествия не превращались в бессмысленные перемещения по карте». Участники экспедиций RTG познают окружающий мир и вносят свою лепту в научные исследования не только деньгами, но и тяжелой полевой работой. В проекте нельзя просто купить понравившийся тур. Нужно заполнить анкету и пройти довольно серьезный отбор. И только после этого внести деньги.
Участники проекта — люди самого разного социального статуса. Среди них есть бизнесмены, инженеры, ученые и бюджетники. «Можно назвать один критерий, — шутит Акшинцев. — Есть такая книга “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. С нами ходят те, кто любит эту книгу». Фанфик, написанный американским ученым Элиезером Юдковским — гимн рациональному научному познанию мира. Его герои не зубрят сухие факты, они исследуют грани материального мира и свое место в нем.
RTG не вполне коммерческий проект. Компания платит налоги, гиды получают зарплату, а взносов хватает, чтобы окупить базовые нужды экспедиции. Но Акшинцев не ставит перед собой цель получить прибыль. Однако участие в «путешествиях со смыслом» все равно стоит недешево. «К сожалению, уникальные места стоят денег, — разводит руками Артем. — Например, Камчатка этим летом обойдется в 85 тыс., не считая билетов на самолет. Были экспедиции и дороже. Самая дорогая — поездка в Танзанию со Станиславом Дробышевским. Она обошлась в 3 тыс. долларов с человека. Бывают и дешевле: взнос на экспедицию на Мангышлак, откуда я с вами разговариваю, всего 70 тыс. рублей». Желающих прикоснуться к научному знанию о мире больше, чем тех, кто может принять участие в полноценных экспедициях. И Акшинцев создал упрощенный формат: научно-популярные кемпинги, съездить в которые можно за 40 тыс. рублей. Судя по сайту проекта, дефицита желающих он не испытывает. Набор во многие экспедиции этого лета уже прекращен, поскольку группы полностью укомплектованы.
— Мы показали, что это направление востребовано, — говорит Акшинцев. — И сейчас появляются разные клубы, которые занимаются похожими историями. В природных парках развивается тема эко- и научно-популярного туризма. Растет целое поколение гидов, которые горят научным познанием мира и его популяризацией. Этот жанр развивается во всем мире. В 2019-м об этом написал даже журнал The Nature. Это очень круто и говорит о том, как сильно это стало востребовано за последние годы.
Малые формы
Как и в других отраслях экономики, импортозамещение сопряжено с ростом цен. «Путешествия по России не дешевле путешествий в Европу, — признается Юлия Скоромолова. — Главным образом из-за дороговизны перемещений. Расстояния громадные. Транспортные расходы у нас составляют в среднем 60% стоимости туристического продукта. В этом году даже автобусы, во многом из-за санкций, резко подорожали. Автобусов не хватает, и перевозчики поднимают стоимость перевозки на 30–40%».
Высокие расценки стимулируют быстрое развитие «малых туристических форм». Поездки в соседние регионы в радиусе 300–500 км растут особенно быстро. Это видно в статистике, особенно на примере регионов, близких к мегаполисам. Так, москвичи обеспечили 58-процентный рост туризма в Подмосковье, 16-процентный в Тульской области и даже 11-процентный в Казани. А вот в самих столицах все сложнее. Петербург прибавил увесистые 32%, став главной Меккой коротких путешествий (на майские туда отправился каждый пятый российский турист). «В Москве из-за спада делового (конгрессы и деловые мероприятия) и въездного туризма ситуация сложнее. Город еще с прошлого года стал предлагать туроператорам меры поддержки — льготы для организаторов мероприятий, программы для туристов 55+ и т. д.», — комментирует Скоромолова.
Люди в возрасте и пенсионеры для России вообще новая категория путешественников. Еще десять лет назад они редко ездили куда-то, кроме дачи. Но сейчас эта категория подталкивает рост отрасли. Выяснилось, что, несмотря на ограниченный бюджет, люди старшего поколения оказались очень благодарной категорией для туроператоров. Они покупают экскурсии, билеты в музеи, сувениры больше, чем их дети. Так что в этом году на улицах города мы будем встречать туристов из глубинки значительно чаще, чем иностранцев с фотоаппаратами.
Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»