Творчество триумвирата художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова охватывает целую эпоху и составляет своеобразную летопись советского государства. О художниках рассказывает арт-менеджер и куратор самого большого частного собрания произведений Кукрыниксов Дарья Поломар.
Многие молодые люди, уже не заставшие СССР, считают, что Кукрыниксы — это рок-группа. А ведь художники были известны не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Действительно, была такая музыкальная группа, но название они позаимствовали. Триумвират под названием «Кукрыниксы» — это содружество художников Михаила Куприянова (КУ), Порфирия Крылова (КРЫ) и Николая Соколова (НИКС). Его «рождение» состоялось сто лет назад, в 1924 году в Москве, в мастерских ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Этот уникальный союз, как сейчас говорят, «коллаборация», даже попал в Книгу рекордов Гиннесса — аналогов столь длительного и плодотворного сотрудничества в истории искусства больше не известно.
Неужели Кукрыниксы действительно работали втроем?
Да, это потрясающий пример, когда общее дело было намного важнее личных амбиций и эго. Художники рисовали одновременно или по очереди, дополняя общий рисунок, пока не были полностью удовлетворены результатом.
Когда Кукрыниксы начали работать на периодические издания, после получения редакционного задания каждый готовил дома эскизы. Потом они собирались вместе в мастерской, выбирали самую удачную идею и дорабатывали совместными усилиями. Так они работали не только с карикатурой, но и с живописными работами, а у них есть просто потрясающая станковая живопись большого формата.
Например, работа «Конец», посвященная последнему дню Гитлера. Для создания этой картины Кукрыниксы посещали бункер фюрера во время командировки на Нюрнбергский трибунал и сделали там много зарисовок. Вернувшись с Москву, они воссоздавали фрагменты задуманного полотна и позировали друг другу для создания реалистичных образов.
По воспоминаниям самих художников и их родных, работали они очень дружно, да и в личной жизни всегда друг друга поддерживали. Кукрыниксы были близкими друзьями и фактически прошли бок о бок всю жизнь. Куприянов, Крылов и Соколов вообще считали, что их в творческом коллективе четверо — «Кукрыникс» и был четвертым «самостоятельным» персонажем.
Даже после ухода из жизни друзей проживший дольше всех Николай Соколов неизменно подписывал свои работы «Кукрыниксы».
Почему Кукрыниксы выбрали своим основным жанром карикатуру?
В студенческие годы Кукрыниксы рисовали для газеты ВХУТЕМАСа. Их талант оказался востребован и в массовой периодической печати: с 1926 года карикатуры молодых художников начали публиковать в журнале «Комсомолия». Первые их работы были преимущественно посвящены литературной тематике.
В 1930 году Кукрыниксы участвовали в постановке комедии Маяковского «Клоп». Они были авторами декораций, костюмов (совместно с Родченко) и сценических образов. Талант и оригинальность неразлучного триумвирата заметил Максим Горький. Это он назвал их «единосущной и нераздельной троицей».
Горький оказал большое влияние на молодых Кукрыниксов, познакомил их с творчеством зарубежных мастеров карикатуры и помог собрать художественную библиотеку для расширения кругозора в истории искусств. Также он посоветовал Кукрыниксам скорректировать спектр тем и с помощью сатиры работать на благо советского государства, высмеивая «врагов» как внутренних, так и внешних.
В 1932 году художники начали работать на редакцию газеты «Правда» и создали серию карикатур о проблемах молодого советского государства. «Предельная ясность содержания, раскрытие сложного события в простой, но не примитивной, а острой изобразительной ситуации — вот к чему стремимся мы, работая над каждым рисунком в “Правду”» — так писали Кукрыниксы о своей работе в газете.
Настоящую узнаваемость и популярность Кукрыниксы получили благодаря своим карикатурам на военно-политическую тематику в период Великой Отечественной войны. «Окна ТАСС», листовки, плакаты для поддержания духа советских солдат и гражданского населения, меткие унизительные карикатуры про Гитлера и его неудачи прославили художников на всю страну и за ее пределами.
Несмотря на то что прославила Кукрыниксов карикатура, их талант был намного более многогранный. У них прекрасная живопись (как совместная, так и персональная), графика, скульптурные шаржи, многочисленные иллюстрации к произведениям классиков литературы (Чехова, Сальтыкова-Щедрина, Лескова, Гоголя, Ильфа и Петрова, Сервантеса), мемуары. Художники оставили очень богатое наследие. Их работы входят в коллекции как русских, так и международных музеев.
Расскажите о коллекции, с которой вы работаете. В чем ее особенность и как работают с такими собраниями?
Я считаю, что мне очень повезло. Работать с коллекцией из более чем 1300 оригинальных рисунков — это большая честь и огромное удовольствие. Материалы собрания охватывают преимущественно период Великой Отечественной («Окна ТАСС», плакаты) и холодной войны.
Это уникальный художественный и исторический материал. Собрание является полноценным архивом за несколько десятилетий и включает в себя не только завершенные работы, но и многочисленные эскизы, наброски, разные версии работ по одному сюжету.
Когда исследуешь произведения, замечаешь много интересных деталей. Например, предпочтения редакции газеты «Правда» в образах, через которые доносился тот или иной смысл. В коллекции есть много работ, которые ранее не публиковались, так как по разным причинам не были приняты в печать.
Бывают интересные авторские пометки, записи. Иногда даже личного характера. Есть и детский рисунок племянницы Николая Соколова на обороте одного из набросков.
Случаются интересные открытия во время реставрации, например, на одном из оригиналов плаката оказалось, что перед печатью заменили его название и сверху приклеили новое.
Коллекция, с которой мне доверили работать — это целый пласт истории и полноценный художественный архив Кукрыниксов за более чем 40 лет. Я очень надеюсь, что когда-нибудь он станет фундаментом для музея карикатуры. Удивительно, что в России до сих пор нет такой институции: в большинстве европейских стран, даже небольших, музеи карикатуры имеются и пользуются большой популярностью. Этот жанр очень важен для массовой культуры и не одно столетие оказывает влияние на умы и настроения людей. Талантливых карикатуристов в советское время (да и сейчас) хватает, будущий музейный фонд всегда будет чем пополнить. Кукрыниксы мечтали о таком музее. Очень надеюсь, что смогу сделать хотя бы небольшой вклад в воплощение этой мечты.
Я считаю, что очень важно, чтобы наследие художников осталось на родине — интерес к коллекции уже проявляла Библиотека Конгресса США, где самое большое в мире собрание политической карикатуры.
Частное коллекционирование — это большая ответственность. Для хранения работ нужны определенные условия, их необходимо реставрировать (в случае необходимости). Важно давать доступ для изучения материалов частных собраний для научных исследований.
Владельцам художественных произведений такого уровня необходимо находить возможности для экспонирования, показывать работы зрителям. В прошлом году мы участвовали в выставке в Рыбинске — на малой родине Николая Соколова. Очень уютный город и красивый музей в здании старинной биржи.
Этой осенью мы принимаем участие в большой ретроспективной выставке, посвященной столетнему юбилею коллектива «Кукрыниксы». Зрители смогут увидеть работы Кукрыниксов в разных жанрах (как совместные, так и персональные) не только из государственных музеев, но и из частных собраний. Это уникальная возможность — не все коллекционеры готовы демонстрировать произведения. Выставка в ЦВЗ «Манеж» организована Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и продлится с 1 ноября по 15 декабря 2024 года.
Для популяризации творчества Кукрыниксов я также веду канал в Telegram и сообщество в VK, публикую работы как из частных коллекций, так и из фондов государственных музеев. Проекты, конечно же, некоммерческие.
Рисунки сопровождаю рассказами о событиях и сюжетах, которым они посвящены. Так, перед глазами разворачиваются история XX века, геополитические баталии, история Советского государства, а работы Кукрыниксов служат своеобразными порталами в эпоху.
Действительно ли Кукрыниксы были известны и популярны не только в Советском Союзе?
Кукрыниксы входили в международную ассоциацию имени Оноре Домье и были вице-президентами международного клуба карикатуристов. Их произведения неоднократно выставлялись за рубежом, они трижды принимали участие в Венецианской биеннале. С их работами печатались каталоги, альбомы, открытки и прочая тиражная продукция на разных языках. Про них писали статьи и снимали фильмы. Да, они были по-настоящему популярны и известны.
Интересный эпизод из моей практики. В советское время школьники писали в редакцию «Правды»: «Где можно выучиться на Кукрыниксов?». И вот я получила недавно сообщение от подписчика, где он вспоминает, что с нетерпением ждал выхода карикатур Кукрыниксов в «Крокодиле» или «Правде», перерисовывал их.
В государственных фондах наших музеев довольно много произведений неизвестных копиистов по мотивам рисунков Кукрыниксов (причем довольно талантливых).
Работы Кукрыниксов и в прошлом веке, и в нынешнем являются источником вдохновения не только для мастеров карикатуры, художников и иллюстраторов, но и для дизайнеров, и для мультипликаторов.
Фото: Александр Гулинов