Москвичи (и не только они) очень любят стиль ар-деко. Потому что он очень красивый. Расцвет ар-деко пришелся на 1930-е годы: даже те, кто не разбирается в истории дизайна, знают, о чем речь, если видели сериал «Дживс и Вустер» или экранизацию «Великого Гэтсби».
Ар-деко — стиль архитектурный, довольно строгий, но смягченный роскошными деталями и материалами: ярким текстилем, обилием хрома и латуни, хрусталя, мозаичными деревянными поверхностями, «звериными» принтами и этническими акцентами вроде ширм с рисунком шинуазри. Существует он в двух цветовых гаммах. Одна — темное дерево и торжественная тяжесть, как в здании «Крайслер» в Нью-Йорке или лобби сталинских высоток (они тоже построены в стиле ар-деко). Другая — светлые стены и более женственная и изящная отделка, в духе голливудских мюзиклов с Фредом Астером или сочинских санаториев. В любом изводе стиль этот — очень «ретро», ностальгический, весь про «эпоху джаза», утраченные иллюзии и роскошный образ жизни.
Именно поэтому, втиснутый в рамки среднего размера московской квартиры, интерьер ар-деко часто смотрится нелепо и неуместно. Но дизайнеру Елене Симкиной, автору этой квартиры площадью 88 квадратных метров на Ленинском проспекте, удалось сделать все тонко и правильно. «Заказчица этого объекта — яркая, интересная молодая женщина, по профессии — стилист моды, — рассказывает дизайнер. — А еще она серьезно коллекционирует работы Эрте. Это псевдоним русского графика, сценографа и модельера Романа Тыртова, который много работал в Голливуде и Европе и считается одним из ведущих мастеров ар-деко. Поэтому запрос на интерьер в стиле ар-деко от этой клиентки прозвучал вполне естественно. Тем более что квартиру она купила в доме 1940 года, которому ар-деко идеологически подходит».
Сталинский дом, в котором расположена квартира, находится под охраной, и перепланировка в квартире была невозможна. Но, по словам Елены, она была и не нужна: существующая прекрасно подходила семье, состоящей из заказчицы, ее мужа и их маленькой дочки. «Я вообще люблю сталинские квартиры и всегда сохраняю в них все, что можно, восстанавливаю паркет, двери и лепнину», — комментирует дизайнер.
Коридор логично разделяет пространство на приватную и парадную зоны. В приватной, понятное дело, находятся спальни и ванная. Парадная — гостиная с зоной кухни: она «спрятана» в нишу и похожа на бар в танцзале. Такая небольшая кухня в этом интерьере допустима потому, что квартира не основное жилье клиентов: она нужна им, когда приходится приезжать в Москву из загородного дома. Плюс эта квартира служит для заказчицы чем-то вроде офиса — она проводит здесь деловые встречи. Так что интерьер должен был быть одновременно профессиональным лицом хозяйки, показывающим ее персональный стиль, и передавать легкую, праздничную атмосферу коктейльной вечеринки.
Стилистически и по колориту обстановку квартиры определили те самые работы Эрте, о которых шла речь выше. Они есть в каждой комнате: одна висит в гостиной над креслами с леопардовым принтом, рядом с «китайской» ширмой. Еще одна — над барной стойкой. Еще одно изображение прелестной женской головки украшает оклеенную серыми обоями стену спальни над кроватью. И даже в детской, на стене с цветочными обоями, имеется танцующая ар-декошная фея.
Квартира очень насыщена деталями — цветочные принты, китайские орнаменты, латунные вставки, обои с растительным рисунком. Но пестрой или тяжеловесной она не выглядит — все это разнообразие «успокаивают» базовый белый цвет стен и строгие простые пропорции помещений. В результате ар-деко в интерьере легко считывается, но не выглядит нарочитым. Интерьер слегка театральный, артистичный, очень декоративный, но естественный: потому что сделан в «правильном» доме и для людей, которым действительно подходит. Хотя Дживс и Вустер тут бы себя тоже отлично чувствовали.
Фото: Сергей Ананьев