Московская династия: Васнецовы
Лучшая иллюстрация к истории династии Васнецовых — работающая сейчас в Третьяковской галерее выставка «Связь поколений. Из XIX в XXI век». В семейном древе «истинного богатыря русской живописи» Виктора Васнецова — огромное количество могучих ветвей.
Разобраться в «васнецовщине» помогает двоюродная правнучка знаменитого живописца, доктор химических наук Ольга Алексеевна Васнецова.
«Внешность Виктора Михайловича Васнецова — его статная фигура, светлые волосы, голубые глаза — говорила о новгородском, немного скандинавском происхождении. Некоторые краеведы даже полагали, что Васнецовы — выходцы из Англии. Это, конечно, гипотеза. Наши корни уходят в Вятскую землю, не знавшую крепостного права.
Первая весть о роде, согласно писцовым книгам, относится к началу XVII века. Успенский Трифонов монастырь в селе Ошеть был основан в том числе Васнецовыми. Там же родилось три поколения семьи. Пращуры Васнецова — Иосиф Дмитриевич (1700–1759), Иоанн Иосифович (1737–1812), Козьма Иоаннович Васнецовы (1776–1827) один за другим получили духовное образование, стали дьячками, затем дьяконами церкви родной Ошети.
Василий Козьмич Васнецов (1801–1827), дед Виктора, по окончании духовной семинарии женился на Ольге Александровне Вечтомовой, дочери священника села Курчум. Та хорошо рисовала. Внуки потом вспоминали, как на стенах сельского дома бабушки, к которой их возили на поклон, рядами висели большие акварели в золотых рамах. Сын Василия и Ольги, Михаил Васильевич Васнецов, соответственно отец художника, был глубоко религиозным, философски настроенным. Родился в 1823 году в селе Талые Ключи, окончил Вятскую духовную семинарию. Перед рукоположением венчался с Аполлинарией Александровной Кибардиной. В селе Лопьял Уржумского уезда, куда его направили священником, родились два сына — Николай и Виктор. Вскоре семья переехала в село Рябово Сулаевской волости, где на свет появились Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр Васнецовы. Там же поставили деревянный дом с мезонином неподалеку от храма Иоанна Предтечи, теперь в нем открыт Музей братьев Васнецовых. Жива и памятная липа, с которой братья Васнецовы всегда срезали листочки, позднее приезжая в родные места.
В 1914 году Виктор Михайлович перед началом Первой мировой войны побывал в Рябово с женой, дочерью Таней, сыном Борисом и семьями братьев последний раз. Там он снялся у фотографа Сергея Лобовикова, и “получилась огромная толпа “Васнецовщины”, так писал он брату Аполлинарию, который тогда приехать не смог, о чем сожалел. И я купила избу возле дома своих предков в Рябово. Многие годы летом туда приезжаю.
Дети отца Михаила, получив духовное образование, священниками, однако, не стали, выбрали другой путь. Земство, озабоченное необходимостью обучать крестьянских детей, привлекало к преподаванию вчерашних вятских семинаристов. Русский язык, географию, арифметику, землемерие, черчение и — по собственной инициативе — историю Вятского края в Уржумском уезде преподавал старший сын Васнецовых. Николай Михайлович (1845–1893) неплохо рисовал, делал макеты храмов, подготовил сборник “Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора”, изданный отдельной книгой уже после его ранней кончины. Новым уставом духовных семинарий 1867 года, дозволяющим выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения, воспользовался и второй сын отца Михаила, Виктор Михайлович Васнецов. За год до окончания семинарии с благословения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
По рассказам, в 1876 году, плывя на каникулы из Петербурга в Вятку, Виктор Васнецов познакомился на пароходе с Александрой Владимировной Рязанцевой, дочерью совладельца и директора Косинской бумажной фабрики. Состоятельный купец Рязанцев спокойно отпустил свою 17-летнюю дочь, выпускницу Мариинской гимназии, в Петербург на врачебные курсы Медико-хирургической академии при Николаевском военном госпитале. Лекции там читали Дмитрий Менделеев, Иван Павлов и Александр Столетов, преподавались древние языки, не изучаемые в женских гимназиях. Александра Рязанцева оказалась первой женщиной из Вятки, получившей высшее медицинское образование. Представительница образованного купечества, “румянощекая, коротко стриженная по моде юных нигилисток девушка с горделивым взглядом” — такой ее изобразил на портрете Виктор Васнецов вскоре после венчания в 1877 году в Петропавловской церкви Семеновско-Александровского военного госпиталя в Петербурге. Свадьба была скромной.
У Васнецовых родились дочь и четверо сыновей. “Прежде я думал, что ближе братьев у меня никого не может быть, а теперь вижу, есть ближе и роднее сердцу — это ты с милыми моими детишками — болит мое сердце по вас, моя милая, дорогая Шурочка… ” — писал Виктор Михайлович жене.
Александра Владимировна в отличие от мужа не очень любила общество и часто сидела дома. Прекрасно образованная, она сама готовила детей к поступлению в гимназию.
Вторым художником в семье стал брат Виктора Васнецова, Аполлинарий Михайлович (1856–1933). До того он, как водится в семье, успел год побыть школьным учителем в селе Быстрица и параллельно брал уроки рисунка у Эльвиро Андриолли, портретиста и иллюстратора, сосланного в Вятку за участие в Польском восстании.
В 1872 году Аполлинарий отправился в Петербург к старшему брату и вошел в круг его друзей Репина и Антокольского. Специального образования певец старой Москвы Аполлинарий Васнецов, органично соединивший живописное мастерство с талантом археолога, так и не получил. С 1878 года обосновался в Москве. Жил в гостинице “Кокоревское подворье” на Софийской набережной. Через десять лет на вечере Общества искусства и литературы на Тверской свел знакомство с Татьяной Ивановной Одоевцевой, происходившей из купеческой семьи. Обвенчались они в 1902-м, но уже после рождения сына Всеволода, до свадьбы скрываемого Аполлинарием от семьи. Так что пришлось братьям поздравлять молодых сразу с двумя событиями.
Через год семья Аполлинария переехала в доходный дом в Фурманном переулке, 6. Пятикомнатную квартиру №21 обставили изысканной мебелью и предметами старины. Жилище находилось в шаговой доступности от Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Аполлинарий Михайлович. Его единственный сын Всеволод Аполлинарьевич Васнецов окончил Высшую аэросъемочную фотографическую Школу РКК Воздушного Флота, стал одним из первых сотрудников Плавучего морского научного института (Плавморин), работал в Государственном океанографическом институте и участвовал в полярных экспедициях на судне “Персей”, что и описал в книге “Под звездным флагом “Персея”.
В 1933-м Всеволод Васнецов был арестован и осужден на три года условно. Вместе с женой Екатериной Константиновной Копыловой он стал организатором мемориальной квартиры-музея своего отца в Фурманном переулке.
Всеволод позировал своему дядюшке Виктору Васнецову для фигур шута и гусляра в картине “Спящая царевна”.
Непростая судьба выпала на долю моего прадеда Аркадия Михайловича Васнецова (1858–1924), брата Виктора и Аполлинария. Когда ему исполнилось 10 лет, умерла мать, Аполлинария Александровна. Через два года за ней последовал и отец. Старший брат Николай тогда стал опекуном младших детей и за счет земства определил их на учебу. Приехавший на похороны в 1870-м Виктор Васнецов по памяти сделал карандашный портрет отца Михаила.
В семье считается, что тихий, скромный, чрезвычайно порядочный Аркадий Васнецов характером больше всех походил на отца. После Вятского духовного училища он поступил в земское, 12 лет учительствовал в сельских школах, составил хрестоматию “Русский школьник”. В селе Шурма познакомился с молодой учительницей Ольгой Андреевной Вейдеман, дочерью прибалтийского немца. Кстати, за доброй, симпатичной Ольгой ухаживали два брата Васнецова — Аполлинарий и Аркадий. Но выбрала она Аркадия и родила ему восьмерых детей.
Учителя в то время выходили на пенсию в 40 лет. Пенсионером Аркадий Васнецов вернулся в Вятку, в 1895-м купил дом на Никитской улице, в чем ему помог Виктор Михайлович. Заботу о семье умершего старшего брата Николая, вдове Александре Николаевне и девяти их детях взял на себя Аркадий.
Имея склонность к искусству, Аркадий занялся, и с большим успехом, изготовлением резной деревянной мебели с инкрустацией. В полуподвале устроил столярную мастерскую, где делал на заказ буфеты, нередко по рисункам брата Виктора — так они лучше покупались, в том числе в Москве в магазине “Русские работы” на Петровских линиях, принадлежавшем Савве Мамонтову. Один из буфетов Аркадий Васнецов экспонировал на Международной промышленной выставке в Париже в 1900 году и был награжден золотой медалью.
Очень точными были слова Федора Шаляпина: “Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы”.
Аркадий Васнецов баллотировался в Вятскую городскую думу и в 1907-м стал вятским головой. Двадцать лет отдал управлению сложным городским хозяйством, много пользы принес городу: наблюдал за строительством электростанции, водопровода и телеграфа. При нем в Вятке открылся художественный музей. Имея близкое знакомство с железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым, Васнецовы лоббировали проведение железной дороги через Вятку.
В мае 1917 года Аркадий Васнецов баллотироваться в Думу уже не стал и был избран товарищем директора Веретенниковского банка. Даже в смутное время этот банк соблюдал обязательства перед вкладчиками, выплачивая дивиденды. За это красные комиссары обвинили Аркадия Васнецова вместе директором банка в растрате народных денег и взяли под арест. Могли бы и расстрелять, но, к счастью, по ходатайству брата Виктора Аркадий вышел на свободу в 1922-м. Здоровье было уже подорвано, и через два года он скончался.
Детям Аркадий Михайлович успел дать хорошее образование. Любовь Аркадьевна Васнецова училась в Академии художеств, стала скульптором малых форм и работала на Ленинградском фарфоровом заводе. Константин Аркадьевич был талантливым виолончелистом. Людмила Аркадьевна обладала прекрасным меццо-сопрано, училась в Московской консерватории. Когда Виктор Васнецов писал картину “Спящая царевна”, просил племянницу петь ему романс Бородина “Спящая княжна”.
Мой дед Дмитрий Аркадьевич Васнецов (1891–1980) имел великолепный голос, тенор, учился в консерватории. Началась война, и образование пришлось оставить. В 1914 году Дмитрий Васнецов, пройдя ускоренный курс военного училища, был направлен в действующую армию на Западный, потом на Румынский фронт. Был ранен. В 1918-м его призвали в ряды Красной армии. Захватывающая биография деда включает службу в стрелковой дивизии имени Подвойского, где в качестве командира он учил младших командиров бомбо-минно-гренадерскому делу. В 1920-м Дмитрий Васнецов уже в Харькове, в политотделе Юго-Западного фронта. В агитпоезде под девизом “Даешь Крым” работал артистом концертной группы, в 1921–1922-м он солист Харьковской державной оперы. В 1924-м приехал в Москву и поступил в оперную студию под руководством Станиславского. Дед рассказывал, что Станиславский журил его за то, что он не очень любил работать над голосом: “Дима, ты лодырь”. Кстати, сын Виктора Васнецова, Алексей, был женат на племяннице Станиславского, Зинаиде Константиновне Соколовой.
Дед стал солистом театра Станиславского и Немировича-Данченко, после Второй мировой войны — заведующим репертуарной частью этого театра. Его жена, моя бабушка Александра Александровна, урожденная Феоктистова, родом из Курска, училась в Московском университете, стала учительницей русского языка и литературы, потом завучем в школе. У них было трое детей: старшая Наталья, моя мама, и двое сыновей. Борис умер в детстве, а Всеволод, Вова, пропал без вести на войне в конце 1943 года.
Последним, кто в семье Васнецовых принял сан священника, стал Михаил, четвертый из детей художника Виктора Васнецова. Он с золотой медалью окончил 4-ю мужскую гимназию на Покровке и поступил в Московский университет на математический факультет по специальности “астрономия”. Его зачетное сочинение имело тему “Переменная звезда XCyngi”. В доме Васнецовых имелся телескоп: дядюшка Михаила, Василий Михайлович Войнов, был одним из основателей Московского астрономического общества.
Наука астрономия, как мне кажется, больше подходит людям замкнутым, не очень общительным. Таковым был и Михаил Викторович. Бывая в селе Рябово, я всякий раз любуюсь небом, где так хорошо видны созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и другие, я представляю, как отец Михаил выводил своих ребят и посвящал их в тайны звезд. У меня хранится принадлежавший ему справочник по астрономии, изданный в XVIII веке.
В 1910 году Михаил Викторович Васнецов был командирован Московской университетской обсерваторией в Крым для наблюдения кометы Галлея. Через год он устроился преподавателем физики, космографии и математики в частную женскую гимназию В. В. Потоцкой, где познакомился с Ольгой Васильевной Полетаевой (1880–1961). В 1911 году они обвенчались и поселились на Пятницкой, 70, в квартире семьи Полетаевых.
В Ольге Васильевне, как и в Михаиле Викторовиче удивительным образом сочетались интерес к естественным наукам и глубокая вера. По образованию биолог, она была автором методических трудов “Три года преподавания естествознания и географии” и “География в школе”. Сразу после свадьбы Виктор Васнецов писал портрет невестки, и, возможно, ее черты можно узнать в царевне на картине “Иван-царевич на сером волке”.
В 1912 году молодая семья обосновалась в Одессе, где Михаил Васнецов получил должность ассистента в университетской обсерватории. Через два года он был призван в армию, преподавал навигацию в школе летчиков-наблюдателей Евпатории. В 1918-м родился сын Виктор Михайлович Васнецов-второй, как его называют в семье.
Но семью разлучила Гражданская война. Ольга Васильевна с сыном через Симферополь добрались до Москвы. Поручик Белой армии Михаил Васнецов в ноябре 1920-го, не помышляя об эмиграции, оказался на последнем пароходе, отплывавшем из Крыма в Галлиполи. Раздалась команда, и какая-то сила подняла его и поставила в строй. “Мы плывем, куда не знаем, что нас ждет — не знаем… Настроение у меня было отчаянное. Я уже ни на что не надеялся”, — вспоминал он впоследствии.
Все, кто остался, были расстреляны красными. Ольга Васильевна долго ничего не знала о судьбе мужа. Жила в доме у Виктора Михайловича, в эти непростые времена благодаря хлопотам Максима Горького получавшего пенсию, по размеру равную зарплате наркома. Наконец пришло письмо с подписью “ваша племянница Маша”. Родные, конечно, узнали почерк Михаила. В то время он уже преподавал математику на технических курсах в Софии.
В 1924 году с помощью наркома просвещения Анатолия Луначарского Ольге Васильевне как сотруднице клуба “Детский уголок” удалось добиться командировки на научную конференцию в области внешкольного воспитания в Праге. Сына взяла с собой. Воссоединение семьи Васнецовых произошло в пражской гостинице “Беранек”. Виктор Михайлович Васнецов-второй вспоминал, как мать, показывая в окно, говорила: “Вот идет твой папа”.
Михаил Васнецов принял священнический сан и многие годы был пастырем русской православной эмиграции в Праге. В августе 1957 года отец Михаил приезжал в Москву. Есть фотография его с сестрой, Татьяной Викторовной Васнецовой. Это была их первая и последняя встреча после долгой разлуки.
Тетю Таню, старшую из детей Виктора Васнецова и его единственную дочь, я застала уже очень старенькой. Помню эту добрую, тихую пожилую женщину, жившую в маленькой комнатке на первом этаже отцовского дома.
Она окончила в 1914-м Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Аполлинария Васнецова. Писала портреты и пейзажи, готовила картоны мозаичного оформления храма Спаса на Водах в Петербурге, стала прекрасным книжным иллюстратором. Занималась наследием отца.
Один наш знакомый как-то сказал о Васнецовых, что с такой фамилией надо или очень хорошо рисовать, или совсем не рисовать. Художественную династию блестяще продолжил мой троюродный дядя Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009), один из основоположников сурового стиля, многогранный и неповторимый художник. Его отцом был младший сын Виктора Васнецова — профессор Московского университета, основатель кафедры ихтиологии биологического факультета Владимир Викторович Васнецов (1889–1953).
Андрей воевал: “С 1942 по 1945 год находился в действующей армии и прошел путь большей частью пешком, своими ногами, от Орла до Кенигсберга. Сначала был рядовым, потом сержантом, комсоргом нашего батальона”. Окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства. В качестве дипломной работы выполнил эскиз панно “Изобилие” для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Известно, что тетушка Татьяна Викторовна Васнецова очень любила племянника, следила за его художественным развитием.
В 1962 году Андрей Васнецов принимал участие в печально знаменитой выставке “30 лет МОСХ” в Манеже, которую посетил Никита Хрущев. Андрея тогда не исключили из Союза художников, наверно, за фамилию. Но выставлять перестали. Он сосредоточился на монументальном искусстве, оформлении фасадов и интерьеров объектов культуры. Впоследствии стал председателем правления Союза художников, депутатом Верховного Совета СССР. В 1992-м, чтобы сохранить культурное наследие семьи, мы с Андреем зарегистрировали Фонд Васнецовых.
Я хоть и рисовала в детстве, но художником становиться не собиралась, меня увлекала химия. Поступила в химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, по окончании распределилась в лабораторию научного института, начальник которой, как выяснилось, когда-то жил в одном дворе с моей мамой. Посмотрев на меня, он сказал: “На маму совсем не похожа. Она была такая красавица!”
Мама, Наталья Дмитриевна Васнецова, окончила техникум по специальности “техник-строитель”. В 1937-м вышла замуж за Алексея Григорьевича Кассандрова. Его отец, мой дед Григорий Гаврилович Кассандров, был проректором педагогического института в Саратове, читал курс истории Древнего мира. Но до поступления в университет окончил духовную семинарию. Кассандровы, предки со стороны моего отца, тоже священнослужители.
Папа Алексей Кассандров (1912–1988) — выпускник Сталинградского индустриального института, сперва работал там на тракторном заводе. Женившись на маме, переехал в Москву и стал инспектором железных дорог. Говорят, разъезжал в вагоне, принадлежавшем Николаю II.
Родители вели красивый образ жизни — каждую субботу ходили танцевать в “Метрополь”. Потом папа перешел в Наркомморфлот и получил назначение инженера Лазаревской судоверфи. Именно он строил поселок Лазаревское под Сочи. Родилась я в Москве, и в мае 1941 года меня привезли в Лазаревское. А в июне началась война. Поселок здорово бомбили. Недалеко был аэродром. Мы с мамой эвакуировались сперва в село Токмак в Киргизии, а летом 1943-го добрались до Москвы.
Папа был мобилизован, служил на тральщике. Потом его направили в Поти на верфь. После войны его назначили главным инженером плавучей судоремонтной мастерской на Черноморском флоте. В 1949 году его арестовали, осудили по 58-й статье и направили по этапу в Тайшет, в Озерлаг. Реабилитировали только в 1957-м.
Когда мы вернулись в 1943-м в Москву, мама смогла устроиться на работу в Министерство резиновой промышленности. Мое детство и юность в основном прошли в доме-тереме в 3-м Троицком переулке, 13, построенном Виктором Михайловичем Васнецовым в 1894-м по собственным эскизам. Вверх вела деревянная винтовая лестница, всюду стояла резная мебель, сделанная по рисункам Виктора Михайловича и его брата Аркадия — буфет-терем и буфет с белочкой. На стене висели “Три богатыря”.
“Дом наш опустел, точно душа отлетела от него — все тут было его, носило его отпечаток — страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее желание — все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея”. Это писал сын художника Алексей Викторович Васнецов 27 июля 1926 года, спустя три дня после кончины отца. В 1948-м дом передали государству для организации мемориального музея. Открытие состоялось в 1953-м. Первым директором музея стал мой дед, Дмитрий Аркадьевич Васнецов. Татьяна Викторовна Васнецова до своей кончины в 1961-м жила в доме. 3-й Троицкий к тому времени уже переименовали в переулок Васнецова».
Фото: из личного архива, ГТГ