, 2 мин. на чтение

Московские светские девушки превратили свою жизнь в лайфстайл для подписчиков и поскучнели

, 2 мин. на чтение
Московские светские девушки превратили свою жизнь в лайфстайл для подписчиков и поскучнели

Недавно я приняла участие в передаче Ксении Собчак о светской жизни. Там обсуждалась та же скукота: Оксана Лаврентьева (позевывание), Яна Рудковская (запоздалая отрыжка), Федор, прости господи, Бондарчук.

Гостям раздали карты с лицами светских львиц, львов и прочих млекопитающих, требовалось сыграть в «бей лежачего» и «падающего подтолкни». То есть определить, кто кого поборет — кит слона или жаба гадюку. Так вот, коллегиально мы выяснили, что из всего этого зоопарка истинным светским весом обладают лишь два персонажа: Наталья Водянова и Даша Жукова. Ибо про их звон не на шутку слышали на условном Западе. Остальных — обратно в сад, ну, собственно, на Садовое кольцо.

Светские девушки Москвы и Ленобласти, априори персонажи глубоко провинциальные и неизбывно комические, все суть унтер-офицерская вдова, разговаривающая на смеси французского с нижегородским в компании подгулявшего на экономическом форуме купчика. И да, они сами себя высекли, публично и по собственной инициативе. Место их обитания — Instagram, самая невербальная соцсеть из имеющихся. Там можно постить картинки с выставки с небольшим описательным комментарием (в литературоведении этот жанр, кажется, называется экфрасис).

Что же сулит более близкое знакомство с этими дамами? За последние три десятилетия капитализма произошла определенная эволюция. В 2000-е годы и даже до середины 2010-х светская девушка обязательно должна была иметь либо матримониальный статус, либо профессию (ну помимо очевидной — куртизанки). Типа «учимся, работаем». Фото в светской хронике всегда сопровождались услужливым пояснением «экс-супруга такого-то». Даже если она была его супругой 20 лет назад, все равно годится. Или: «галеристка/владелица бутика/хозяйка интеллектуального клуба» (не спрашивайте). Нынче времена другие и нравы как бы тоже. Светская хроника всем до одного места. Долой диктат редакторов глянца. Да здравствует гласность и транспарентность инстаграма с фейстюном. При общем доступе к микрофону поддержку масс получает искренность.

Девушки больше не строят из себя профессионалок, они любительницы, афисионадо — моды, материнства и ЗОЖа. На повестке всем понятные и примитивные ценности. Семейный очаг, щи безглютеновые, пилатес в полевых условиях и демократичные луки (всевозможные коллабы высокой моды и «плебейских» брендов). Слоган — повторяй за мной, мы одной крови, хоть я и выбилась в газпромовские невесты, не забываю свои корни, помню.

Только старая гвардия по беспамятству продолжает бредить на дрожжах тяжелого люкса — плясать в кокошниках на просторах Танзании (Виктория Шелягова) или отсвечивать в Chanel full look на парижских показах (Наталья Якимчик). Молодежь не желает прозябать послушным довеском к джентльменскому набору, а хочет быть владычицей соцсетевою. Лайфстайл-коучем и инфлюэнсером, на худой конец — образцовой яжематерью.

Вот и полнятся их идентичные аккаунты радостными снимками, причем физиономии многочисленных детей часто заштрихованы (чтобы не сглазили) с мотивационным спичем: «Светлого вам, дорогие подписчики, Рождества Христова от всей нашей семьи» (муж или спонсор, кстати, почти всегда за кадром). Или. Снимок в одно лицо, обязательно на носочках, в чем-нибудь пудровом, за спиной — панорама «сказочного Бали»: «Наконец-то начинаю отдыхать и вам того же желаю». Встречный вопрос пользователей — от чего именно отдыхать — нещадно цензурируется. Или. Фото в купальнике на коврике Pranamat («Каждое утро начинаю с Уткатасаны») — и в тему губы уточкой. Или. Натюрморт с какой-нибудь кутьей или сырниками: «Муж и дети просто обожают, когда я встаю к плите, женщина даже во времена феминизма не должна забывать о своем предназначении». Все, избавлю вас и себя от дальнейшей россыпи смыслов.

Как ни смешно и абсурдно, но вся эта пошлейше-посконная хренотень пользуется успехом, ведь авторки контента живут, как позируют. Говорю же, новая искренность подкупает, в том числе и рекламодателей. Печалит лишь одно: когда в нулевые порок лицом торговали, светский мир и его обитательницы все же тянули на интригу, на чрево Парижа, на оргиастическую культуру. Хотелось если не стать одной из, то хотя бы поглядеть украдкой. Сегодня на их бред один ответ: дизлайк, бан, отписка.

Фото: Photo by General Photographic Agency/Getty Images