search Поиск
Диана Дорофеева

Московский персонаж: рабыня скидок

4 мин. на чтение

«Слушай, я в субботу так закупилась на “Садоводе”, целый день шопинга. Какая разница, где брать вещи, все равно же в Китае шьют!» — хвастается Катя, восторженно кивая на тележку. Если вы представили себе бабушку, которая подсчитывает рубли до пенсии, то смените картинку: Кате 35 лет, она хорошо зарабатывает и необходимости снимать квартиру нет. И доказывает своим примером, что экономия — это не всегда вынужденная мера, иногда это что-то вроде увлекательного хобби.

И тогда поход в магазин превращается в целое приключение, к которому нужно заранее подготовиться. Во-первых, составить список: по нему проще сориентироваться, если ты не уверен в своем выборе и не умеешь четко говорить всему лишнему твердое «нет!». Во-вторых, составив список, необходимо сравнить стоимость продуктов в разных супермаркетах, а вдруг где-то хорошая акция. Если экономные москвичи постарше по привычке и ради досуга могут и пройтись по району, изучая ценники, то активных пользователей смартфонов выручают приложения с агрегаторами скидок, которые показывают, где молоко на 10 рублей дешевле — в «Дикси» или в «Пятерочке». А чтобы вопрос «Куда уходят деньги?» не стал риторическим и ненароком не забыть о пирожном, купленном в минуту грусти и отчаяния, все траты потом фиксируются в электронном или бумажном виде.

Наверное, это особый талант, но некоторых кормят не только ноги и голова, но и бонусы. «Заказала я, значит, семгу за 590 рублей по скидке, а 325 рублей мне еще вернется бонусами!» — радостно скидывает скриншот все та же Катя. XXI век модернизирует экономию, бонусы и кешбэк стали не просто приятной мелочью, а фактически настоящими деньгами. Дождаться наиболее выгодных предложений такая же радость, как цветные ценники и классическое «два по цене одного». То же самое касается и «почти просрочки»: продуктов, у которых вот-вот истечет срок годности — они и дешевле, и пригодны в пищу, и это даже как будто забота об экологии. Как и отказ от пакета — свой не забывайте носить, денег все-таки стоит и окружающую среду загрязняет.

Еще одно золотое правило: хочешь сэкономить — научись готовить кашу из топора и складывать ее в ланч-боксы, а чай наливать в термос, чтобы кафешки и готовая еда не манили на каждом шагу. В крайнем случае, если каша из топора не удалась, можно ограничиться яблоком и, вгрызаясь в него, объяснить всем, что ты на правильном питании, поэтому бургер за 300 рублей никак не вписывается в рацион. И в бюджет. Только вот бесплатный сахар из кафе домой захвачу, чтобы немного подсластить жизнь.

Из этого следует, казалось бы, другой лайфхак — не оставлять то, что можно унести и что «включено». Но тут иногда срабатывает не природная экономность, а скромность, чтобы не прослыть жадиной. Это тонкая грань. Еда со шведского стола, зубная паста из номера отеля и ручки из офиса, разумеется, пригодятся в хозяйстве, но как-то неловко, право.

Зато рай для безграничного потребления — секонды, от которых экономный персонаж не шарахается, представляя, как и кто до него носил одежду, а также свопы и ликвидации коллекций. Главное — вовремя узнавать о распродажах, поэтому в подписках у него сотни пабликов и каналов в уже запрещенных и еще разрешенных соцсетях. Часто они не отличаются оригинальными названиями, именуя себя «Скидки, акции, распродажи», «Москва. Отдам даром», «Отдам даром. Москва», «Планета Секонд-хэнд», но подписываться нужно сразу оптом, чтобы отслеживать разный ассортимент. И, конечно, работает сарафанное радио, передавая, куда всем экономным москвичам заглянуть.

«Вот мне Маша сказала, что блузки там подешевле, да и брюки разбирают. Я уже не расту, дети быстро вырастают — сойдет» — хит всех времен, который можно услышать и в очереди на кассу, и в метро, и в парке. Экономный персонаж, набираясь настойчивости, непременно как минимум мысленно уточнит: там — это где?

Отдельная отрада — «Авито», на котором можно как подзаработать, избавляясь от ненужного (правда, «чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное»), так и мониторить, чтобы обзавестись чем-то практичным. Там тоже идет борьба на скорость. Варьируются и размеры «лота»: можно купить и ковер за 100 рублей, и полноценную мебель за 2 тысячи. «Не поможешь собрать кровать? — интересуется знакомая, вздыхая в трубку. — Все в дом, все в семью». Она увидела, как за 2200 уже с матрасом отдают кровать — и не удержалась, позвонила по объявлению и пообещала, что заберет. Тащить, везти и собирать эту кровать, конечно, намеревалась сама — грузчики обойдутся без ее денег. Не то чтобы ей не хватало спального места — но за такую цену в нынешнюю инфляцию-то!

Кажется, по этой же причине экономный персонаж может заказать то, чем пользоваться пока не собирается. Даже если он пьет кофе пару раз в месяц, берет сразу несколько банок — при виде скидки охватывает азарт. Более нужный стиральный порошок, гель для душа и кондиционеры для белья закупаются как будто для небольшого производства и симпатично стоят в коробках, дожидаясь своего часа, месяца или года. Плюс это классическое решение, когда промокод действует от определенной суммы: например, чтобы сэкономить 2 тысячи, нужно набрать на 10 — если не заказывать абы что милое, а грамотно и с оценкой перспективы подойти к этому вопросу, действительно не прогадаешь. Он же экономный персонаж, а не скупой — значит, не платит дважды. А пророчество «потом ведь подорожает» всегда сбывается.

Хочется немного пожалеть экономного персонажа, мол, на себе же экономит, нет чтобы попроще расставаться с деньгами, покупая красивые вещи в красивых местах и отдыхая в роскошных заведениях не по купонам. Пора бы ему перестать думать об убытках, выключить калькулятор в уме и приложение трат в телефоне и получить радость от покупки. Но, возможно, и не стоит беспокоиться о практичном москвиче: ему приносит удовольствие не обладание, а азарт.

Фото: shutterstock.com

Подписаться: