Москвичи так любят Западную и Южную Европу, что она практически сдалась
По подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), в связи с отменой прямых авиасообщений и санкциями турпоток с предпандемийного 2019 года сократился в 2024-м в 10 раз. В прошлом году наземным путем в страны Европы выезжали 0,8 млн россиян, а авиатранспортом — около 0,6 млн. В 2019 году суммарный поток составлял 14,37 млн человек.
Вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян в беседе с «Москвич Mag» рассказал, что пересадка в Стамбуле — самый удобный вариант, но и один из самых дорогих: «Билет будет стоить чуть ли не 100 тыс. рублей туда и обратно. Можно найти и за 80 тыс., но это если вам повезет».
Если выбирать более дешевый вариант, то тут Мкртчян называет Грузию и Армению: «Кто-то даже на своих машинах добирается до самого дешевого аэропорта в Кутаиси, там бросает машину за 200–300 рублей в день, покупает за 300 евро билет, скажем, в Рим, и летит прямым рейсом. Подороже — это купить авиабилет до Тбилиси, Кутаиси или Еревана и оттуда уже лететь в нужный город Европы или Америки. Но тут могут быть задержки и отмены рейсов, поэтому нужно однозначно выходить в город. Если в Стамбуле ваш багаж идет до аэропорта Евросоюза, то здесь надо будет получить багаж и либо сразу брать стыковку на Европу, а можно переночевать. Я своим туристам рекомендую переночевать в Ереване или Тбилиси, а улетать на следующий день. Зато задержка в два, три, а то и в пять часов не пугает, а такое бывает».
По оценкам АТОР, наземным путем западные страны посетили в 2024 году примерно 0,8 млн россиян. Попасть туда можно через пункты пропуска с Литвой, Латвией, Польшей, Эстонией и Норвегией. Въезд в эти страны с туристической целью для россиян невозможен, поэтому в основном такую возможность имеют обладатели ВНЖ, граждане с паспортами стран ЕС и члены их семей. Впрочем, и по воздуху путешествия не всегда совершались с целью туризма. «В Европу россияне ехали все же преимущественно по делам, на лечение, учебу, к родственникам, в свою недвижимость и прочее», — добавили в АТОР.
Тем не менее Алексан Мкртчян говорит, что, по его оценкам, количество поездок в Европу с туристическими целями существенно растет: «Люди продолжают ездить в Евросоюз, потому что им интересна европейская цивилизация, архитектура, гастрономия… У нас есть только Петербург и Калининград. Среднестатистический житель Москвы за 20 лет далеко не один раз был в Питере и Калининграде. Что, ему ехать туда опять? А человек, может, никогда не посещал, скажем, Копенгаген, Мадрид или Неаполь. Я не называю Париж, Рим или Берлин, где были очень многие. Я беру города, которые тоже очень интересны».
По оценкам Мкртчяна, начиная с 2023 года наблюдаются «огромные темпы выезда россиян в Европу и Америку», которые опережают темпы роста путешествий в такие страны, как Беларусь, Казахстан, Турция или Египет: «Если Турция растет на 12%, Таиланд — на 15%, то люди в Европу ехали в 2023 году на 250% больше, чем в 2022 году, в 2024-м — на 180–200% больше, чем в 2023-м. В этом году уже такого роста не будет, потому что база не такая низкая, как в прошлые периоды. По моим прогнозам, в 2025 году рост будет примерно 80%. И больше ни одна страна мира не покажет такие темпы роста. Но тут надо понимать, что рост этот не за счет одной страны, а за счет десятков».
Тревел-блогер Наталия Ансталь придерживается другого мнения: турпоток в западные страны продолжает снижаться, причем не только потому, что раньше мы летали прямыми рейсами из Москвы в Париж, Милан и другие города: «Сейчас вся эта история обременяется необходимостью делать как минимум одну пересадку, чтобы попасть в страны ЕС или Северной Америки. Усложнение логистики очень сильно влияет на туристический поток, потому что не у всех есть большой запас по времени — все это ведет к тому, что люди выбирают для отдыха более простые варианты.
Помимо этого немалую роль играет и порядок получения виз. Сейчас для российских туристов действует усложненный процесс, хотя есть и ряд стран, которые дают более лояльные условия для въезда. Плюс сказывается и курс евро и доллара. В целом подвижки к нормализации есть, и, как мне кажется, постепенно мы придем к восстановлению прямых авиарейсов в страны Европы как минимум из Москвы, а затем и в Северную Америку. Но тут вопрос в том, насколько это будет актуально для россиян. Многие туристы, которые раньше не представляли жизни без Европы, либо продолжили после 2022 года летать туда с пересадками, либо нашли альтернативные направления в других странах, которые предоставляют условия для отдыха не хуже, а иногда и, возможно, лучше, чем в ЕС».