«Музей — новое место силы» — исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская - Москвич Mag
Редакция Москвич Mag

«Музей — новое место силы» — исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская

8 мин. на чтение

Конец года — время подводить итоги и рассказывать о планах. Мы поговорили с исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности Кристиной Краснянской и узнали, почему сегодня музей — это больше, чем просто место хранения искусства, и какие выставки-блокбастеры ждут посетителей в 2026 году.

— Кристина, вы присоединились к команде Еврейского музея в 2021 году, а в 2022-м отмечали круглую дату — 10-летие институции. Расскажите, какие цели перед вами тогда были поставлены?

— Я пришла в музей летом 2021 года, и генеральный директор поставил мне конкретные цели: организация международных выставок-блокбастеров и выстраивание международного профиля музея. Однако в феврале 2022 года мы значительно скорректировали стратегию и практически полностью перестроили выставочный график, так как многие проекты, кроме связанных с авангардом, на тот момент планировались с западными культурными институциями. Мы довольно быстро переориентировались на работу внутри страны и за последние три года не просто удержали темп, но и, на мой взгляд, вышли на новый уровень.

Сотрудничество с региональными музеями стало для нас источником вдохновения: здесь хранятся потрясающие коллекции, которые в силу географии малодоступны широкой публике. И наша миссия в данном случае — дать нашему зрителю возможность увидеть эти шедевры.

Наши постоянные партнеры — главные музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи. В этом году мы реализовали крупный проект в партнерстве с Третьяковской галереей — выставку «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова 1889–1924», посвященную Любови Поповой, одной из «амазонок» русского авангарда. Выставка завершилась масштабной научной конференцией, где нам удалось собрать ведущих специалистов со всей страны, представивших свои исследования. Сейчас идет работа над сборником статей по ее итогам.

— Полностью пересобрать выставочный план — такая шоковая терапия. С чего вы начали?

— Я сразу задумалась, какие из запланированных выставок можно было бы оперативно переработать, задействуя наши внутренние ресурсы и ресурсы музеев-партнеров. И такие выставки нашлись. Например, «Бухарские евреи» и «Иосиф Бродский. Место не хуже любого». Правда, Бродского пришлось полностью пересобрать, переосмыслить, потому что изначально выставку делали западные кураторы с привлечением экспонатов из европейских музеев. А мы сделали этот проект в партнерстве с музеем «Полторы комнаты».  Выставка получилась красивой, нелинейной, глубокой и очень востребованной.

Первой выставкой в 2022 году стал проект «Мир как беспредметность». Это захватывающая история о витебской художественной школе, которую возглавлял Шагал, и о его противостоянии с Малевичем, которого он пригласил туда преподавать.  Наши постоянные партнеры, Энциклопедия русского авангарда, показывали ее в Екатеринбурге, в «Ельцин Центре».  Мы немного видоизменили, додумали, создали специальный аудиогид, где зритель мог «прожить» рассказанную историю глазами одного из художников, и получился проект, который имел колоссальный успех у публики. Благодаря этой выставке мы вышли на посещаемость 2019 года, которая считается пиковой для музея. В день закрытия экспозиции в музее было 3000 человек. Экскурсии были проданы на весь период выставки практически сразу. К тому же мы очень продвинулись в наполнении экскурсионных программ. Как правило, экскурсии на выставки раскупаются на несколько месяцев вперед.

В общем, нам удалось адаптироваться к новым обстоятельствам, и, как мне кажется, у нас неплохо получилось. Интересен еще и тот факт, что за последние 25 лет в России в частных собраниях, в музейных оказалось достаточно много очень качественного международного современного искусства. Так, например, в нашей выставке, посвященной танцу, участвовала работа Роберта Раушенберга из собрания Эрмитажа и работа Эрвина Вурма из коллекции РОСИЗО. Поэтому, несмотря на ограничения, сегодня мы располагаем достаточно широкой палитрой для создания ярких и мощных по контенту выставок.

— Как в целом за последние несколько лет поменялась выставочная программа музея?

— Прежде всего мы стараемся делать интересные выставки для широкой аудитории. Они у нас делятся на три категории. Выставки, связанные с еврейской культурой, которые логичным образом продолжают нашу постоянную экспозицию. Сейчас, например, открылась «Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времен», где нашими партнерами выступили около 10 музеев страны, в том числе РЭМ, МИЕВР, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина и др.

Проекты, посвященные авангарду (Центр авангарда у нас существует с момента основания музея), и мы справедливо считаем это неотъемлемой частью нашей выставочной деятельности.

Третья категория — это так называемые выставки-блокбастеры для самой широкой аудитории. Сюда можно отнести такие выставки, как «Танец ХХ века», «Наука и искусство», «Кафка», «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда». Эта выставка, которая идет прямо сейчас в музее, соединяет в себе и архитектуру, и тему авангарда, и раскрывает выдающуюся личность советского архитектора, повлиявшего на международную современную архитектуру, кино, графический дизайн и даже видеогейминг.

— Кристина, вы заговорили о разной аудитории, которую хотите привлекать. Но до сих пор есть стереотип, что ваш музей — только для евреев. Как вы боретесь с этим и как выстраиваете межкультурный диалог?

— 13 лет назад музей открылся постоянной экспозицией, посвященной истории и культуре евреев, проживавших на территории Российской империи и СССР. Она до сих пор, на мой взгляд, является уникальной и по своей подаче, и по контенту, проводя, по сути, зрителя через всю историю нашей страны. Популярность постоянной экспозиции, что интересно, со временем не снижается. И мы видим постоянный устойчивый трафик ее посещения. Тем не менее музей сегодня стал местом притяжения очень разной аудитории. Мы делаем большое количество выставок и разных мероприятий на широкие темы. Нам интересно работать с самой разной аудиторией. Например, в этом году мы открыли совместно с РЭМ проект «Культурный код народов России. Путешествие по традициям», состоящий из четырех выставок, раскрывающих особенности культуры и обычаев разных народов, проживающих в нашей стране. У нас проходят этнонедели и этноконцерты, которые пользуются большой популярностью, а еще мы запускаем кулинарное этношоу.

Кроме того, мы на регулярной основе делаем кинопоказы, и у нас есть киноклуб, куда мы приглашаем известных режиссеров, устраиваем дискуссии. Также мы проводим внеклассные чтения, где известные актеры читают литературные произведения, у нас есть даже стендапы и концерты. Много работаем с детской и подростковой аудиторией. Нам важно, чтобы к нам приходили самые разные люди. И мне кажется, мы в этом преуспели. Каждый год посещаемость музея растет примерно на 30%. Мы детально изучали профиль нашего гостя, проводили большое социологическое исследование совместно с Европейским университетом. Оказалось, наша аудитория — это люди, которые интересуются культурой, искусством, любят музеи. И конечно, это детская и молодежная аудитория. Мы позиционируем себя как прогрессивную и технологичную площадку. И нам интересно работать с молодым поколением.

— Вы говорите про киноклуб, литературные чтения, даже кулинарное шоу. Еврейский музей — больше, чем просто выставочная площадка. Вы позиционируете себя как экосистему. Расскажите, что она дает зрителю?

— Экосистемой я называю то, что музей полностью закрывает потребности зрителя с точки зрения досуга. Придя в музей на выставку, наш посетитель может провести здесь целый день: сходить на лекцию, кинопоказ, концерт, пообедать, провести время с семьей и детьми, для которых создана отдельная большая программа, восстановить свой энергоресурс и баланс, что, как мне кажется, самое главное. Получить не только интеллектуальную подпитку, но и эмоциональную.

Недавно в музее прошел форум ИКОМа (Международный совет музеев. — «Москвич Mag»), который затронул очень интересную тему. Коллеги отмечали, что сегодня музеи обрели новую миссию, став пространством для восстановления и ресурса, местом, куда люди идут, чтобы отвлечься, расслабиться, переключиться, побороть тревогу, восстановить свой эмоциональный баланс. Знаете, в Голландии уже несколько лет врачи выписывают рецепт на посещение музея, так называемая арт-терапия. Культурные институции перестали быть просто местом хранения предметов искусства и артефактов. Сегодня музей — это нечто большее, это место силы.

— Вы стали больше работать с региональными музеями. Сложнее ли это, чем с крупными культурными институциями Москвы и Санкт-Петербурга?

— Я объясню, в чем прелесть региональных музеев. Прежде всего в собраниях. В разных уголках России есть абсолютные шедевры, которые не видело большинство зрителей. И чтобы их посмотреть, надо проделать большой путь. Будем честными, далеко не все на это готовы. А мы, привозя их в столицу, даем каждому такую уникальную возможность. К тому же у региональных музеев не такой трафик на вещи, не такая плотная выставочная деятельность. Бывает, мы запрашиваем у какого-то крупного музея работу, а она уже занята на двух-трех выставках подряд. С региональными музеями больше шансов, что вещи окажутся доступны. Конечно, есть и свои трудности. Например, логистика — перевозка работ и их страхование. Однако возможность показывать «свежий», иногда даже уникальный материал стоит того.

— А что большие российские музеи — что вы готовите вместе?

— В этом году мы заключили ряд серьезных стратегических партнерств. В 2027 году вместе с Эрмитажем мы покажем в Москве выставку Рембрандта. Ее куратором будет хранитель голландской живописи Ирина Алексеевна Соколова. Выставка, посвященная Рембрандту и его связи с еврейской темой, была давно в планах нашего музея. Но долгое время оставалась лишь недостижимой мечтой. Тем не менее в этом году нам удалось договориться с Государственным Эрмитажем о том, что выставка будет полностью собрана из коллекции Эрмитажа и представлена в 2027 году в Москве в Еврейском музее.

Еще один стратегический партнер — Российский этнографический музей. Сейчас мы открываем пятую совместную выставку, это «Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времен». А в течение этого года мы показали четыре небольших, но очень емких и сильных по содержанию выставочных проекта, посвященных культурному многообразию тех народов, которые проживают на территории России. Выставки затронули сразу несколько разных тем: образование, экология, мода, письменность. Весь представленный материал ляжет в основу книги о народах России, которую мы выпустим совместно с РЭМ в 2027 году.

— Выставку «Еврейская свадьба» вы тоже готовите вместе с РЭМ. Почему именно этим проектом вы решили закрыть 2025 год?

— Как любая приличная свадьба, она у нас перенеслась на год…  должна была открыться еще в 2024-м…  Но не по нашей вине, не по вине жениха (смеется. — «Москвич Mag»). Получилась совершенно роскошная, многослойная выставка, включающая в себя, кроме костюмов, ювелирных украшений, документов, фотографий, произведения Рембрандта, Марка Шагала, Александра Тышлера, Натальи Гончаровой, Александра Лабаса, Анатолия Каплана и других художников, обращавшихся к сюжету еврейской свадьбы. Выставка включает в себя мультимедиа, современные инсталляции и даже аудиоспектакль. Можно будет в наушниках, изучая выставку, погрузиться в воспоминания пары, которая проходит разные этапы: от сватовства и обручения до свадьбы.

— В конце хочется спросить вас о планах на 2026 год.

— В 2026-м у нас будет несколько знаковых выставочных событий, большая образовательная программа и разные партнерские проекты, как выставочные, так и издательские. Весной 2026 года мы откроем очень интересную большую выставку «Человек играющий. Искусство игры». Основная идея в том, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре. На выставке зритель увидит, как игра проявляет себя в совершенно разных сферах нашей жизни, как она возникает в теме взросления, любви, флирта, амбиций, борьбы за власть, спорта и многого другого. Также в следующем году совместно с Музеем Большого театра мы покажем выставку, посвященную Майе Михайловне Плисецкой. Это уже наш второй будет совместный проект. С ГРМ у нас запланировано сразу два больших важнейших проекта. В 2026 году планируется выставка «Весть», куратор Русского музея Александр Давидович Боровский виртуозно соединяет классику, авангард, соцреализм, современное искусство через тему многообразия способов передачи информации в разное время начиная с телеграфа, телефона, писем и газет и заканчивая слухами и сигналами из космоса. В 2027 году мы покажем выставку выдающегося авангардиста Давида Штеренберга. ГРМ является одним из долгосрочных стратегических партнеров, и мы уверены, что обе эти выставки украсят культурную жизнь Москвы.

В общем, будет много интересного, приходите в музей!

Фото: из личного архива 

Подписаться: